В некоторых случаях вложение огромных сумм денег может не привести к успеху в космической гонке.
Lockheed Martin X-33 — прототип одноступенчатого аэрокосмического корабля многоразового использования, изготовленный компанией Lockheed Martin по контракту для НАСА.
Производство Х-33 по программе Venture Star началось в 1995 году. Перед инженерами стояла задача создать сначала гиперзвуковой одноступенчатый прототип, а затем полномасштабную транспортную систему.
Целью разработки было снижение стоимости запуска полезной нагрузки в космос в 10 раз, с нынешних 20 000 долларов за килограмм до 2 000 долларов.
Целью X-33 также было не только снизить стоимость космического полета, но и успешно продемонстрировать коммерчески многоразовую ракету-носитель.
Первый демонстрационный полет аппарата Х-33 состоялся в 2000 году и, если испытания пройдут успешно, его планировалось ввести в строй в 2005 году.
Для этого проекта решили использовать жидкостный ракетный двигатель (ЖРД). Это был достаточно рискованный подход, поскольку создание такого двигателя – очень сложная задача.
Американские инженеры представили совершенно новую концепцию и назвали этот двигатель Aerospike, а мы называем его «Wedge Air Rocket Engine». По сути, это двухрядные обычные ракетные двигатели с небольшими плоскими соплами, установленными в основании клина или конуса, выполняющими роль сопла внешнего расширения.
Слева обычный двигатель с соплом Лаваля, справа клиновой воздушный ракетный двигатель
На борту планировалось использовать два таких двигателя, топливом которых будет жидкий водород, а окислителем — жидкий кислород.
Инженерам удалось создать рабочий бак для жидкого кислорода из углеродного композитного материала.
Обратите внимание: Ил-114 самолет который ждут в регионах.
Испытания показали, что композиционный материал является подходящим материалом для жидкого кислорода.Два двигателя принципиально новой конструкции позволяют Х-33 превышать скорость звука в 15 раз.
Проект Х-33 завершился в 2001 году, а строительство опытного образца так и не было завершено. Общая стоимость программы составила 922 миллиона долларов от НАСА и 357 миллионов долларов от Lockheed Martin.
Спецификация:
стартовая масса: 131т.
Сухой вес конструкции: 33 тонны.
Длина: 20,7 метра.
боковой размер: 23,1 м.
отсек полезной нагрузки: длина – 3 м, диаметр – 1,5 м.
Вот и все. Спасибо за внимание. Я надеюсь, что у всех хорошее настроение.
Технологии аэрокосмической промышленности Long Post 11Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Необычный космолёт за миллиард долларов, который так и не покорил космос.