Взгляните на эту фотографию. С первого раза сложно определить, что перед вами: самолёт, вертолёт или гибрид того и другого? Это наглядная иллюстрация сложности и неоднозначности проекта.

Перед вами экспериментальный винтокрылый летательный аппарат Sikorsky S-72. Этот амбициозный проект был разработан компанией Sikorsky по заказу НАСА и армии США с целью исследования новых концепций полёта.
Конструкция и этапы разработки
Для ускорения и удешевления работ инженеры решили не создавать машину с нуля. За основу взяли фюзеляж от модернизированного вертолёта Sikorsky S-61, а несущий винт — от ударного вертолёта Sikorsky S-67 Black Hawk.

Работы над проектом стартовали в 1970-х годах. Первый построенный прототип (RSRA) был, по сути, вертолётом без крыльев и дополнительных реактивных двигателей. Однако второй экземпляр кардинально отличался: на нём установили два турбовентиляторных двигателя (ТРДД) по бокам фюзеляжа, над небольшими крыльями.
Эта модификация обладала уникальной способностью: она могла летать как самолёт, полностью отключив несущий винт. Подъёмной силы крыльев и тяги реактивных двигателей было достаточно для взлёта с обычной взлётно-посадочной полосы. Именно поэтому классифицировать S-72 как чистый «винтокрыл» не совсем верно — это был настоящий гибрид.
Первый полёт вертолётной версии состоялся 12 октября 1976 года, а гибридный самолёт-вертолёт поднялся в воздух тремя годами позже, в 1979-м.
Экспериментальные системы и инновации
Важно понимать, что S-72 создавался не как серийная машина, а как летающая лаборатория для испытаний новых технологий, в первую очередь — несущих систем. На нём также была реализована уникальная для вертолётов система аварийного покидания. При её активации лопасти несущего винта отстреливались, люк сбрасывался, и экипаж мог катапультироваться. Интересно, что схожая система применялась на советском вертолёте Ми-24.

Демонстрация полёта с использованием крыльев и реактивных двигателей.
Наиболее футуристический этап испытаний пришёлся на 1986 год, когда на S-72 установили четырёхлопастный несущий винт типа X-Wing («крыло-Икс»). Концепция была революционной: при взлёте и посадке винт работал как обычный вертолётный, но в горизонтальном полёте пилот мог остановить его и зафиксировать лопасти в положении «X», превратив их в неподвижное крыло.
Для управления таким аппаратом требовалась невероятно сложная система. Винт не имел традиционного автомата перекоса, а подъёмная сила регулировалась путём нагнетания воздуха от двигателя через полые лопасти. Управление этим процессом в реальном времени требовало мощнейшей вычислительной техники и сложнейшей системы клапанов, что в итоге и стало одной из ключевых причин закрытия этого направления.

Закат проекта и технические характеристики
Финансирование программы было окончательно прекращено в 1988 году. Несмотря на все инновации, гибридная схема S-72 не показала существенных преимуществ в эффективности, стоимости или простоте управления по сравнению с обычными вертолётами или конвертопланами.
Технические характеристики Sikorsky S-72:
- Экипаж: 2-3 человека.
- Длина: 21,5 метра.
- Размах крыла: 18,9 метра.
- Максимальная взлётная масса: 11 815 кг.
- Максимальная скорость: 370 км/ч.
- Крейсерская скорость: 258 км/ч.

Таким образом, Sikorsky S-72 остался в истории авиации как смелый, но в конечном счёте неудачный эксперимент. Он наглядно продемонстрировал как потенциал, так и огромные сложности создания гибридных летательных аппаратов.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: То ли самолёт, то ли вертолёт. Американское изобретение которое оказалось неудачным.