15 декабря 1997 года самолет Ту-154Б-1 авиакомпании «Тоджикистанские авиалинии» (ныне «Таджикистанские авиалинии») выполнил чартерный рейс между Худжандом (Таджикистан) и Шарджей (ОАЭ). На борту находились 86 человек, 79 пассажиров и 7 членов экипажа. В состав экипажа входили командир воздушного судна инструктор Абдулахмон Алиев, который сидел на левом сиденье и осуществлял непосредственное управление самолетом, а штатный капитан Владимир Филиппов сидел на заднем откидном сиденье.
Тот же Ту-154 в Шардже, источник: https://www.flickr.com/photos/bob-holland/8613664387
Когда самолет вошел в воздушное пространство ОАЭ, экипаж связался с авиадиспетчерской службой Дубая. В Шардже нет радара, поэтому в Дубае все подходы контролируются обзорными радарами. То есть посадка осуществляется методами радиолокационного наведения, следуя пошаговым инструкциям диспетчера, который следит за положением самолета на экране.
Ту-154 находился на высоте 5180 метров, когда диспетчер дал команду на разворот на 180 градусов. Затем экипажу было дано разрешение последовательно снизиться на высоты 3050 метров, 1830 метров и 760 метров, а затем развернуться на 190 градусов. После прохождения высоты 1054 метра диспетчер сразу разрешил спуск до 457 метров. Экипаж подтвердил полученную информацию, и штурман немедленно сообщил командиру, что эта высота достигнута.
Примечательно, что все команды на снижение подавались диспетчером преждевременно, еще до того, как самолет снизился на заданную ранее высоту. Однако если предыдущая инструкция была дана с четким пояснением «...и сохранить», то команда на снижение до 457 метров уже не имела этого четкого объяснения, и у экипажа не было твердого представления о продолжении спуска вызвал объятия. Экипаж не доложил диспетчеру, что достиг этой высоты. Самолет продолжал двигаться по курсу 190 градусов и находился в 15,7 километрах от начала взлетно-посадочной полосы.
Как только на пеленгаторе появилась отметка авиалайнера на высоте 457 метров, диспетчер, не дожидаясь сообщения экипажа о достижении этой высоты, изменил курс самолета на 270 для посадки в аэропорту Шарджи. Я дал указание принять меры предосторожности. 30 с использованием системы курса и глиссады. Этот сеанс связи стал последним. Диспетчер управлял сразу шестью самолетами, но после прохождения Ту-154 высоты 457 метров дальнейшим полетом он не управлял, снижение было остановлено и самолет удерживал заданную высоту, я это не подтвердил. Кроме того, хотя этот контроль не был обязательным в соответствии с действующими правилами, инцидент можно было предотвратить, если бы было сделано своевременное предупреждение.
аэропорт Шарджи
на скорости 400 км/ч начали выпускать шасси, одновременно капитан Алиев выключил автопилот. При снижении самолета на высоту менее 250 метров с невыпущенным шасси срабатывало предупреждение об опасном сближении с землей, однако через одну секунду предупреждение отключалось.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
В этот момент шасси просто зафиксировалось в выдвинутом положении. Самолет продолжал снижение со средней вертикальной скоростью 6 м/с.На высоте примерно 210 метров Ту-154 неожиданно столкнулся с турбулентностью и необходимость стабилизации самолета отвлекла внимание командира от выхода на посадочный курс. Экипаж находился в состоянии сильного психологического стресса, так как линия посадки была уже совсем близко и они считали, что время на исходе. Пока пилот выполнял контрольный список, сработала команда «предельного курса», указывающая, что высота полета меньше 100 метров, но выше высоты принятия решения. Капитан Алиев сказал: «Пожалуйста, добавьте режим 70». Но самолет не прекратил снижаться.
Удивительно, но в течение последних двух минут полета никто из экипажа не следил за высотой. Хотя приземление произошло в простых метеорологических условиях, похоже, что наличие ясного неба и темной земли на закате создавало экипажу достаточную высоту и иллюзию контроля над ситуацией.
Когда самолет снизился до высоты 60 метров, в кабине прозвучал звуковой и световой сигнал «Высота принятия решения». Через четыре секунды свободный член экипажа (капитан Владимир Филиппов) сказал: «Высота 100 метров», а еще через три секунды штурман дал команду «снижение запрещено», но никаких дальнейших действий предпринято не было. Самолет врезался в землю в 13 километрах от взлетно-посадочной полосы на скорости 370 километров в час, полностью развалившись и загоревшись. Он ударился о землю, и штурмана Сергея Петрова выбросило из кабины. Несмотря на серьезные ранения, он выжил. Остальные 85 человек погибли на месте.
На месте катастрофы
На месте катастрофы
На месте катастрофы
Расследование катастрофы провела комиссия Министерства гражданской авиации ОАЭ при участии специалистов Ленинабадского авиационного управления, Авиации Точикистона и Межгосударственной авиационной комиссии. Комитет пришел к выводу, что авария произошла из-за того, что капитан продолжал снижаться, не выдержав последней заданной высоты, и не реагировал на сигналы тревоги или предупреждения персонала, указывающие на опасную высоту. Командир-пилот и штурман.
Дополнительно отмечалось, что штурмана не устраивает, понял ли командир приказ диспетчера занять 457-метровую высоту. При этом ни второй пилот, ни штурман не предупредили капитана о продолжении снижения ниже заданной высоты. Из-за недисциплинированности выполнения повседневных задач в периоды высокой нагрузки экипаж находился в цейтноте и не знал о полетной обстановке. У капитана-менеджера наблюдались признаки нарастающего психического и эмоционального напряжения из-за большой нагрузки, в результате чего он не мог реагировать на сигналы радиовысотомера и предупреждения штабс-капитана и штурмана.
Telegram «Расследование авиационных происшествий
https://t.me/rumayday/
[my] Авиация Полет Самолет Аэропорт Пилот Таджикистан Катастрофа OAETu-154 Инцидент в гражданской авиации Long Post Negative 18Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Пилоты из Таджикистана забыли про высоту. Катастрофа Ту-154 в Шардже.