Convair F2Y Sea Dart: история неудавшегося сверхзвукового гидроистребителя

В начале эпохи ядерного оружия возникла серьёзная проблема: первые атомные бомбы были очень громоздкими, и для их доставки требовались стратегические бомбардировщики, которым, в свою очередь, нужны были длинные, уязвимые для удара противника взлётно-посадочные полосы. Чтобы обрести независимость от стационарных аэродромов, ВМС США инициировали амбициозную программу по созданию морской стратегической авиации. В её рамках разрабатывались не только бомбардировщик Martin P6M Seamaster, но и уникальный гидроистребитель для его прикрытия — Convair F2Y Sea Dart, о котором и пойдёт речь.

Концепция и начало разработки

Идея создания сверхзвукового самолёта, способного взлетать и садиться на воду, казалась революционной. Она позволяла бы рассредоточить авиацию и сделать её менее уязвимой. Однако, несмотря на масштабность проекта (прорабатывались даже системы дозаправки от подводных танкеров), многие скептически относились к его реализуемости. Основные сложности заключались в обеспечении сверхзвуковой скорости для гидросамолёта и решении проблем взлёта и посадки, которые для палубной авиации того времени были нетривиальными.

История Sea Dart началась в 1948 году, когда Convair приняла участие в конкурсе ВМС США на сверхзвуковой перехватчик. Инженерная группа под руководством Эрнеста Стаута предложила адаптировать для работы с воды сухопутный истребитель F-102 Delta Dagger, оснастив его водными лыжами.

Базой для концепции послужил сухопутный истребитель F-102 Delta Dagger.

Конструкция и испытания

В конце 1951 года проект получил одобрение, и были заказаны два прототипа. Интерес военных был настолько велик, что ещё до первого полёта разместили заказ на 12 предсерийных машин. Изначально самолёт не имел вооружения, но в перспективе планировалось установить четыре 20-мм пушки Colt Mk12 и ракеты.

Конструкция Sea Dart была новаторской: треугольное крыло, водонепроницаемый корпус-лодка и убирающиеся гидролыжи для разгона и посадки. На малой скорости самолёт держался на воде за счёт плавучести корпуса. При разгоне, по достижении примерно 16 км/ч, лыжи выдвигались, поднимая корпус над водой, а после взлёта убирались в фюзеляж. Чтобы защитить двигатели от водяных брызг, воздухозаборники разместили высоко над крылом. Прототипы испытывались с разными конфигурациями лыж: одна машина — с одной центральной лыжей (эта схема оказалась наиболее удачной), другая — с двумя.

Второй прототип с двухлыжной схемой.

Первый официальный полёт состоялся 9 апреля 1953 года, но сразу выявились проблемы. Установленные двигатели Westinghouse J46 оказались слишком слабыми для достижения расчётных характеристик. Процесс взлёта и посадки на лыжах сопровождался сильными вибрациями, несмотря на амортизацию.

Sea Dart в полёте.

Катастрофа и закрытие проекта

Второй прототип также не смог развить проектную сверхзвуковую скорость, лишь ненадолго её превысив при пологом пикировании. Программу постигла трагедия 4 ноября 1954 года: во время демонстрационного полёта над заливом Сан-Диего прототип с бортовым номером 135762 разрушился в воздухе из-за превышения расчётных нагрузок. Пилот-испытатель Чарльз Ричберг погиб.

Катастрофа Sea Dart 4 ноября 1954 года.

Эта авария, наложившаяся на технические трудности, окончательно подорвала доверие флота к столь экзотической конструкции. К тому времени появились технические решения для базирования сверхзвуковых самолётов на авианосцах. Кроме того, стратегическая ситуация изменилась: термоядерное оружие стало компактнее, а на вооружение поступили баллистические ракеты «Поларис», запускаемые с подводных лодок. Всё это сделало концепцию гидроистребителя менее актуальной. Заказы на серийное производство были отменены, а программа свёрнута.

Любопытно, что в 1950-х годах всерьёз рассматривалась идея подводного авианосца, способного нести до трёх таких самолётов, но и этот проект остался на бумаге.

История Convair F2Y Sea Dart — это рассказ о смелой, но опередившей своё время инженерной идее, которая столкнулась с непреодолимыми технологическими вызовами и изменением военно-стратегических парадигм.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Реактивный гидросамолёт-истребитель Convair F2Y Sea Dart.