Экипаж Ту-154 нарушил всё, что только можно

1 марта 1980 г
Аэропорт Адлер (Сочи)
Местное время 21:30

Пассажирский самолет Аэрофлота Ту-154 готовится к вылету в Оренбург. Всего на борту находится 161 человек, в том числе 152 пассажира и 9 членов экипажа. В рамках предполетной подготовки было решено, что самолетом будет управлять второй пилот.

В 21:37 самолет взлетает и экипаж достигает высоты 11 400 метров. Полет до разворота маршрута Калаур Келди был выполнен без отклонений. Но затем в самолете начался хаос …

Как только лайнер вошел в юрисдикцию Актюбинского РД, экипаж запросил разрешение на пролет над Актюбинском и далее по прямой между Актюбинском и Оренбургом. Вместо этого диспетчер дал указание пилоту следовать по маршруту Караулкерды-Оренбург, которого нет в списке советских авиамаршрутов. Экипаж выполнит данное указание, не задавая дополнительных вопросов.

во время предпосадочной подготовки пилоты игнорируют изучение реальной погоды в Оренбурге. Штурман не был знаком с картой захода на посадку, поэтому установил высоту на дальнем пробеге 200 м вместо 210 м. Кроме того, во время спуска внутри экипажа произошел какой-то посторонний разговор, который отвлекал внимание. Все члены экипажа не смогут выполнять свои обязанности.

Ту-154

После входа в зону ответственности РЦ «Оренбург» местный диспетчер выдаёт экипажу несуществующий план снижения. Затем пилот проигнорировал инструкции диспетчера следовать по курсу 350 градусов и решил добровольно изменить курс на 340 градусов. При заходе на посадку штурман халатно отнесся к своим обязанностям и не доложил экипажу ни о начале четвертого разворота, ни о последующей боковой дистанции, ни о положении относительно взлетно-посадочной полосы. Начав снижение, экипаж не выполнил контрольные проверки на карте перед приземлением.

после прохождения четвертого поворота на расстоянии 11 км авиалайнер оказался в 1200 метрах правее линии курса. Чтобы исправить это, экипаж активно манипулирует рулем направления, допуская крен до 28 градусов. Закрылки были выставлены на угол 28° на дальности 8,5 км, а стабилизаторы - на -3°, но согласно руководству по летной эксплуатации закрылки должны были быть выпущены до четвертого разворота. В этот момент самолет находился на высоте 100 метров над глиссадой, и диспетчер разрешил ему посадку, не дожидаясь готовности экипажа. И пилоты даже не собираются об этом сообщать.

дальний полет самолет завершил на высоте 270 метров, что на 60 метров выше установленной ранее отметки. Вариант ухода на второй круг экипаж даже не рассматривает.

Обратите внимание: Можно ли пилотам спать "за рулем".

Диспетчер молчит. При попытке приземления второй пилот увеличивает скорость вертикального снижения до 9-10 м/с, а капитан снижает обороты двигателя до 30%. Самолет двинулся вниз по взлетно-посадочной полосе, и в кабине зазвучал сигнал тревоги, предупреждающий об опасном сближении с землей.

и вот на высоте 90 метров и дистанции 2,2 км капитан начинает выпускать закрылки дальше на 45 градусов, заканчивая на высоте 60 метров и дистанции 1,6 км. Стабилизатор остается на -3°. Голос диспетчера был слышен в наушниках пилота. Диспетчер внезапно напомнил экипажу о своем присутствии и сообщил экипажу, что они находятся на 25 метров ниже назначенной орбиты. Однако капитан считает, что подавать команду на уход нет необходимости.

за шесть секунд до приземления руль высоты развернулся полностью на себя, но самолет продолжал снижаться с вертикальной скоростью 3 м/с (это произошло потому, что стабилизаторы не были установлены на -5,5°). Объясняется это тем, что). PIC увеличивает обороты двигателя до 86%. Но по мере приближения Земли…

из-за множества ошибок авиалайнер с вертикальной скоростью 3 м/с и поступательной скоростью 265 км/ч совершил аварийную посадку. После приземления самолет отрывается от земли. Происходит так называемое «козличество». Затем экипаж установил дроссели в реверсивное положение, и через 8,5 секунды, пролетев 635 метров после первоначального приземления, самолет второй раз коснулся взлетно-посадочной полосы с перегрузкой почти в 4G, что привело к его разрушению. Во время полета самолет отклонился влево и вылетел за боковую линию безопасности. Проехав таким образом 647 метров от второй точки контакта, авиалайнер разворачивается на 108 градусов вокруг оси ВПП и останавливается на РД в 165 метрах от ВПП.

В результате жесткой посадки пострадали два члена экипажа и один пассажир. Комиссия быстро установила, что причиной катастрофы стала серьезная ошибка экипажа Ту-154, нарушение руководства по летной эксплуатации и контрольного листа при посадке. Нарушения также были подтверждены в работе служб управления воздушным движением.

Поставьте лайк и подпишитесь на канал. Ваш ответ мотивирует нас писать новые статьи. Спасибо от всей команды!

Telegram «Расследование авиационных происшествий

https://t.me/rumayday/

[my]Полет Авиация Самолет Пилот Инцидент Гражданской Авиации СССР Аэропорт Сохиоленбург Ошибка Ту-154 Длинный Столб 116

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Экипаж Ту-154 нарушил всё, что только можно.