Катастрофа Ту-104Б под Москвой: последние слова «Падаем, тридцать... метров!!!»

28 ноября 1976 года, в 06:53 по московскому времени, самолет Ту-104Б вылетел из аэропорта Шереметьево, направляясь в Ленинград. На его борту находились шесть членов экипажа и 67 пассажиров, среди которых были четверо детей и двое иностранных граждан.

Мемориальная доска, посвященная трагедии.

Взлет в сложных условиях

Самолет поднялся в воздух в крайне неблагоприятных условиях: ночью, при плохой погоде, из-за которой аэропорт был закрыт для посадки. Управление осуществлял второй пилот. После взлета экипаж убрал закрылки и шасси, доложил диспетчеру и получил указания для выхода из воздушного пространства аэропорта. Следуя схеме эвакуации, через 34 секунды после отрыва от земли самолет вышел на правый берег и начал разворот вправо на курс 265°, находясь на высоте 300-350 метров.

Развитие аварийной ситуации

Однако, выйдя на заданный курс, лайнер продолжил разворот, а его крен стал неконтролируемо увеличиваться. Высота начала стремительно падать, в то время как приборная скорость росла. Спустя 53 секунды после взлета крен достиг 60-70 градусов, а скорость возросла до 430 км/ч, продолжая увеличиваться до 580 км/ч. Экипаж предпринял отчаянную попытку спасти ситуацию: взял штурвал на себя и переориентировал элероны, создав перегрузку в 2.7 единицы, чтобы вывести самолет из крутого пикирования.

В процессе борьбы командир корабля заметил неисправность авиагоризонта — ключевого прибора, показывающего пространственное положение самолета.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Пилоты не осознали, что, пытаясь выровнять самолет из правого крена, они невольно ввели его в еще более опасный левый крен. Это привело к новой потере скорости и высоты. Через три минуты после взлета Ту-104 врезался в землю с левым креном в 90 градусов на скорости около 620 км/ч.

Последние минуты полета

Отрывок расшифровки бортового самописца (магнитофона) с заключительного этапа полета:

КВС: Командир воздушного судна — Борис Гороховский.

2П: Второй пилот — Игорь Николаев.

ШТ: Штурман — Владимир Гусев.

БМ: Бортинженер — Владимир Васильев.

Д: Диспетчер.

КВС: Авиагоризонт сломан!!!

2П: Проверяю ПТ-1000.

Д: 471, вы проходите Костино?

БМ: Нет, нет.

Д: Какой у вас курс?

2П: 30, вертикальная скорость.

БМ: Включено! (взволнованно)

Д: 471, какой у вас курс?

КВС: Включай резервный!

БМ: Давай команду!

КВС: Включай резервный!

Д: 471, ваше место?

ШТ: Падаем, 130 метров.

БМ: Тридцать метров.

ШТ: Падаем, тридцать... метров!!!.. метров!!!

Последствия катастрофы и расследование

Самолет взорвался сразу после столкновения с землей. Все 73 человека на борту погибли. Обломки были разбросаны на большой территории, образовав поляну диаметром около 70 метров, которая позже заросла густым еловым лесом. Фрагменты конструкции самолета находили здесь вплоть до 2007 года. В 50 метрах от места падения расположен дачный поселок. Братская могила экипажа находится на кладбище Памяти жертв 9 января в Санкт-Петербурге.

Фрагмент памятника жертвам катастрофы. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Aeroflot_Flight_...

Следствие установило, что аварийная ситуация возникла после взлета при выполнении правого разворота в ночное время, на малой высоте и в сложных метеоусловиях. Причиной стала отказная работа авиагоризонта и курсовой системы, которые выдавали экипажу неверную информацию о пространственном положении самолета. Это привело к неосознанному созданию критического крена и последующему столкновению с землей.

Экипаж был подготовлен к полетам в сложных условиях и действовал в чрезвычайной ситуации четко и хладнокровно. Однако принятые им меры по выводу самолета из крена и пикирования не могли гарантировать спасения. Конструктивные недостатки самолета, такие как отсутствие сигнализации об отказе авиагоризонта и дублирования приборных систем у командира и второго пилота, в сочетании с ночной темнотой и плохой видимостью, лишили пилотов возможности сориентироваться по естественному горизонту.

Telegram-канал «Расследование авиационных происшествий»: https://t.me/rumayday/

[Авиация, Полет, Самолет, Пилот, Катастрофа, Инцидент, Авиакатастрофа, Гражданская Авиация СССР, Аэропорт, Длинный Пост, Негатив]

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Падаем, тридцать... метров!!!" - последнее, что услышали в диспетчерской. Катастрофа Ту-104Б под Москвой.