23 декабря 1984 года. Красноярский аэропорт. Ту-154Б-2 Аэрофлота готовится к вылету в Иркутск. На борту находились 104 пассажира и 7 членов экипажа. Капитан - Виктор Фальков, опытный пилот, налет которого составляет более 20 000 часов. Он также летал на поршневом Ил-14 на Северный полюс.
Ту-154
Взлет прошел без проблем. Однако через две минуты после старта на высоте 2040 метров послышался громкий хлопок. Скорость вращения двигателя №3 (справа) внезапно падает до нуля. При этом диск первой ступени компрессора низкого давления разрушился и отделился. Обломки повредили многие системы двигателя, включая топливопроводы, а также нарушили управление соседним вторым двигателем. Вспыхнул пожар.
Короткое замыкание в проводе моментально загорелось 16 неисправностей прямо на глазах у бортинженера. Один двигатель потерял тягу и покатился вправо. При этом бортинженер сообщил о вибрации и возгорании второго двигателя. Капитан, посчитав, что именно этот двигатель загорелся, приказал его выключить, что и сделал бортинженер. Экипаж выровнял самолет, сообщил диспетчерам о возгорании двигателя, запросил посадку на аэродроме вылета и начал снижение.
КВС: Что это?
BI: Вторая вибрация двигателя
Фото: Тория, выключи электричество и выключи его быстрее!
Э: огонь, огонь, огонь
Э: Там пожар.
Фото: Пожалуйста, выключите его.
Фото: Пожалуйста, дайте это мне.
2P: Спартанский круг, 85338, пожар третьего двигателя.
Д: 85338, окей. Приземлитесь в противоположном направлении.
БИ: Я случайно отключил второй блок питания.
Вместо возвращения экипаж начинает «коробочный заход», теряя драгоценное время. Через двенадцать секунд после отказа двигателя бортинженер сообщил, что второй двигатель случайно остановился, и продолжил его запускать. Через 28 секунд бортинженер заметил, что третий двигатель не работает, а также сообщил, что случайно выключил его. Он еще не понял, что произошла его гибель. После этого капитан и бортинженер приступили к проверке состояния всех двигателей. Было объявлено, что двигатель №1 запустился, двигатель №2 остановился, а двигатель №3 загорелся. Затем бортинженер активировал систему пожаротушения на третьем двигателе.
Ту-154 хвостовое оперение и двигатель
Однако при этом он забыл закрыть топливный кран, поэтому топливо продолжало поступать в горящий двигатель.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
В результате система пожаротушения была признана неэффективной. Огонь начал распространяться и проник в мотогондолу второго двигателя. В это время бортинженер пытался его запустить, но на самом деле он уже работал в режиме ожидания. Затем двигатель самопроизвольно перешел на взлетный режим из-за повреждений, и бортинженер сообщил, что двигатель запустился.Через 70 секунд капитан заметил, что двигатель не реагирует на движения рычага управления, и приказал заглушить двигатель. И на этот раз бортинженер не перекрыл подачу топлива при выключении двигателя. Спустя некоторое время он сообщил о возгорании мотогондолы, однако на третьем двигателе уже были задействованы все пожарные линии.
Фото: Оно горит, да?
БИ: Он горит.
КВС малый газ. /звуковой сигнал/
Б.И.: Играет «Dangerous». Горит второй и третий раз.
FAC: Установите режим 80 в качестве первого режима.
БИ: Во-первых, это 80.
БИ: Второй тоже горит. Гондола двигателя...
КВС: Теперь хотя бы остановите мотогондолу
БИ: Линия уже есть в движке все.
КВС: Все дома?
БИ: Мне нечего предложить...
Самолет приближался к взлетно-посадочной полосе на высоте 175 метров (420 км/ч) с горящим одним двигателем и выпущенным шасси. Внезапно он начал наклоняться вправо. Попытки отразить перекаты не увенчались успехом. Это произошло потому, что к этому времени пожар разрушил изоляцию проводов, а электрогидравлический клапан замкнул цепь, отключив клапан. Из-за этого все гидравлические системы были отключены.
Кабина Ту-154
Самолет полностью потерял управление. Из-за возросшего крена скорость снижения стала увеличиваться, и капитан приказал двигателю номер один перейти на взлетный режим и убрать шасси, чтобы исправить ситуацию.
Д: 338, ты смотришь на взлетно-посадочную полосу? Введите визуально...
2П:338, я понимаю.
На фото: Включите фары, фары.
БИ: Я снял фары.
Женщина: Это 5-й километр.
КВС: Режим 80.
БИ: 80 режимов.
КВС: Юра, пилот... Юра, пилот, и я...
Фото: Номинал!...Взлет!!!Бортинженер, режим взлета!
Д:338, следовать не убавляя, убрать 4.
2П: Всё, командир!Смотрите на перекат!!!Всё...не спускайтесь!
На фото: Убирание шасси...
Однако самолет продолжал терять управление и вскоре врезался в землю примерно в 3200 метрах от конца взлетно-посадочной полосы. Он полностью рухнул, а некоторые части загорелись. В результате аварии выжил только один пассажир.
Расследование показало, что выход из строя диска первой ступени компрессора низкого давления произошел из-за усталостного растрескивания. Трещины возникли из-за производственного дефекта - включения азотсодержащего соединения титана, имеющего более высокую микротвердость, чем исходный материал. В то время методы и меры контроля, используемые при изготовлении и ремонте дисков, считались частично устаревшими, поэтому эффективность контроля и выявления таких дефектов гарантировать нельзя.
Действия капитана, второго пилота и штурмана признаны правильными. Бортинженер не смог закрыть кран отсечки топлива на двигателе №3, нарушив требования руководства по летной эксплуатации. В результате огонь распространился на технический отсек хвостовой части самолета, на мотогондолы второй силовой установки, после чего управление самолетом было снято.
Об этой катастрофе Василий Васильевич Ершов написал в своей книге
«Мысли о катании на собачьих упряжках":
Невозможно было понять путаницу стрел, знаков и горящих досок. Инженеры сделали все, что могли, но наличие такой противоречивой информации не позволило правильно оценить ситуацию, и пожарный кран на горящем двигателе остался открытым. (Когда позже этот инцидент был воссоздан на симуляторе, ни летчик-испытатель, ни астронавты не смогли контролировать ситуацию). Понимая свою очевидную ошибку, бортинженер лихорадочно пытался запустить работающий второй двигатель…
Капитан приказал второму пилоту и штурману приземлиться на аэродроме вылета, при этом отчаянно пытаясь понять, что происходит на борту и тушат ли пожар.
Telegram «Расследование авиационных происшествий
https://t.me/rumayday/
[my]Авиация Самолет Полет Аэропорт Пилот СССРТУ-154 Инцидент Катастрофа Авиакатастрофа Гражданская Авиация Длинный пост Негатив 17Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Всё, командир! Крен посмотри!!! Всё... Не снижайся!", катастрофа Ту-154 у Красноярска.