"Всё, командир! Крен посмотри!!! Всё... Не снижайся!", катастрофа Ту-154 у Красноярска

23 декабря 1984 года. Красноярский аэропорт. Ту-154Б-2 Аэрофлота готовится к вылету в Иркутск. На борту находились 104 пассажира и 7 членов экипажа. Капитан - Виктор Фальков, опытный пилот, налет которого составляет более 20 000 часов. Он также летал на поршневом Ил-14 на Северный полюс.

Ту-154

Взлет прошел без проблем. Однако через две минуты после старта на высоте 2040 метров послышался громкий хлопок. Скорость вращения двигателя №3 (справа) внезапно падает до нуля. При этом диск первой ступени компрессора низкого давления разрушился и отделился. Обломки повредили многие системы двигателя, включая топливопроводы, а также нарушили управление соседним вторым двигателем. Вспыхнул пожар.

Короткое замыкание в проводе моментально загорелось 16 неисправностей прямо на глазах у бортинженера. Один двигатель потерял тягу и покатился вправо. При этом бортинженер сообщил о вибрации и возгорании второго двигателя. Капитан, посчитав, что именно этот двигатель загорелся, приказал его выключить, что и сделал бортинженер. Экипаж выровнял самолет, сообщил диспетчерам о возгорании двигателя, запросил посадку на аэродроме вылета и начал снижение.

КВС: Что это?

BI: Вторая вибрация двигателя

Фото: Тория, выключи электричество и выключи его быстрее!

Э: огонь, огонь, огонь

Э: Там пожар.

Фото: Пожалуйста, выключите его.

Фото: Пожалуйста, дайте это мне.

2P: Спартанский круг, 85338, пожар третьего двигателя.

Д: 85338, окей. Приземлитесь в противоположном направлении.

БИ: Я случайно отключил второй блок питания.

Вместо возвращения экипаж начинает «коробочный заход», теряя драгоценное время. Через двенадцать секунд после отказа двигателя бортинженер сообщил, что второй двигатель случайно остановился, и продолжил его запускать. Через 28 секунд бортинженер заметил, что третий двигатель не работает, а также сообщил, что случайно выключил его. Он еще не понял, что произошла его гибель. После этого капитан и бортинженер приступили к проверке состояния всех двигателей. Было объявлено, что двигатель №1 запустился, двигатель №2 остановился, а двигатель №3 загорелся. Затем бортинженер активировал систему пожаротушения на третьем двигателе.

Ту-154 хвостовое оперение и двигатель

Однако при этом он забыл закрыть топливный кран, поэтому топливо продолжало поступать в горящий двигатель.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

В результате система пожаротушения была признана неэффективной. Огонь начал распространяться и проник в мотогондолу второго двигателя. В это время бортинженер пытался его запустить, но на самом деле он уже работал в режиме ожидания. Затем двигатель самопроизвольно перешел на взлетный режим из-за повреждений, и бортинженер сообщил, что двигатель запустился.

Через 70 секунд капитан заметил, что двигатель не реагирует на движения рычага управления, и приказал заглушить двигатель. И на этот раз бортинженер не перекрыл подачу топлива при выключении двигателя. Спустя некоторое время он сообщил о возгорании мотогондолы, однако на третьем двигателе уже были задействованы все пожарные линии.

Фото: Оно горит, да?

БИ: Он горит.

КВС малый газ. /звуковой сигнал/

Б.И.: Играет «Dangerous». Горит второй и третий раз.

FAC: Установите режим 80 в качестве первого режима.

БИ: Во-первых, это 80.

БИ: Второй тоже горит. Гондола двигателя...

КВС: Теперь хотя бы остановите мотогондолу

БИ: Линия уже есть в движке все.

КВС: Все дома?

БИ: Мне нечего предложить...

Самолет приближался к взлетно-посадочной полосе на высоте 175 метров (420 км/ч) с горящим одним двигателем и выпущенным шасси. Внезапно он начал наклоняться вправо. Попытки отразить перекаты не увенчались успехом. Это произошло потому, что к этому времени пожар разрушил изоляцию проводов, а электрогидравлический клапан замкнул цепь, отключив клапан. Из-за этого все гидравлические системы были отключены.

Кабина Ту-154

Самолет полностью потерял управление. Из-за возросшего крена скорость снижения стала увеличиваться, и капитан приказал двигателю номер один перейти на взлетный режим и убрать шасси, чтобы исправить ситуацию.

Д: 338, ты смотришь на взлетно-посадочную полосу? Введите визуально...

2П:338, я понимаю.

На фото: Включите фары, фары.

БИ: Я снял фары.

Женщина: Это 5-й километр.

КВС: Режим 80.

БИ: 80 режимов.

КВС: Юра, пилот... Юра, пилот, и я...

Фото: Номинал!...Взлет!!!Бортинженер, режим взлета!

Д:338, следовать не убавляя, убрать 4.

2П: Всё, командир!Смотрите на перекат!!!Всё...не спускайтесь!

На фото: Убирание шасси...

Однако самолет продолжал терять управление и вскоре врезался в землю примерно в 3200 метрах от конца взлетно-посадочной полосы. Он полностью рухнул, а некоторые части загорелись. В результате аварии выжил только один пассажир.

Расследование показало, что выход из строя диска первой ступени компрессора низкого давления произошел из-за усталостного растрескивания. Трещины возникли из-за производственного дефекта - включения азотсодержащего соединения титана, имеющего более высокую микротвердость, чем исходный материал. В то время методы и меры контроля, используемые при изготовлении и ремонте дисков, считались частично устаревшими, поэтому эффективность контроля и выявления таких дефектов гарантировать нельзя.

Действия капитана, второго пилота и штурмана признаны правильными. Бортинженер не смог закрыть кран отсечки топлива на двигателе №3, нарушив требования руководства по летной эксплуатации. В результате огонь распространился на технический отсек хвостовой части самолета, на мотогондолы второй силовой установки, после чего управление самолетом было снято.

Об этой катастрофе Василий Васильевич Ершов написал в своей книге
«Мысли о катании на собачьих упряжках":

Невозможно было понять путаницу стрел, знаков и горящих досок. Инженеры сделали все, что могли, но наличие такой противоречивой информации не позволило правильно оценить ситуацию, и пожарный кран на горящем двигателе остался открытым. (Когда позже этот инцидент был воссоздан на симуляторе, ни летчик-испытатель, ни астронавты не смогли контролировать ситуацию). Понимая свою очевидную ошибку, бортинженер лихорадочно пытался запустить работающий второй двигатель…

Капитан приказал второму пилоту и штурману приземлиться на аэродроме вылета, при этом отчаянно пытаясь понять, что происходит на борту и тушат ли пожар.

Telegram «Расследование авиационных происшествий

https://t.me/rumayday/

[my]Авиация Самолет Полет Аэропорт Пилот СССРТУ-154 Инцидент Катастрофа Авиакатастрофа Гражданская Авиация Длинный пост Негатив 17

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Всё, командир! Крен посмотри!!! Всё... Не снижайся!", катастрофа Ту-154 у Красноярска.