В мае 2023 года газета Stars and Stripes Министерства обороны США опубликовала статью, в которой сообщалось о проблемах с охлаждением двигателя и авионики истребителя пятого поколения F-35 Lightning II. «Система охлаждения перегружена, и двигатель вынужден работать за пределами расчетных параметров». Позже выяснилось, что система охлаждения конструкции самолета изначально была рассчитана на выходную мощность 14 кВт. После того как самолет пошел в серийное производство, вдруг выяснилось, что от бортовых систем необходимо отводить до 32 кВт тепла. Но для полного счастья мне пришлось почти утроить это число!
F-35 Lightning II (Источник изображения: Википедия)
Согласно отчету Счетной палаты правительства Мэй, компания Lockheed обнаружила 15 лет назад, что система охлаждения Block 3F F-35 недостаточна для рассеивания тепла во время обычных операций. Из электроники самолета пришлось снять до 32 кВт тепловой мощности вместо заложенных в проекте 14 кВт. Проблема была легко решена. Увеличен воздухозаборник от двигателей самолета, нагнетающий воздух в систему воздушно-жидкостного охлаждения бортовых систем. Двигателю это не понравилось, он быстрее изнашивался и требовал большего обслуживания. Однако к этому времени было выпущено несколько сотен самолетов.
По самым скромным оценкам, дополнительное тепло увеличило износ двигателя, сократило срок его службы и увеличило затраты на техническое обслуживание примерно на 38 миллиардов долларов в год. Но я не спорю.
Honeywell, производитель систем управления электропитанием и охлаждением (PTMS), разработал новую версию системы охлаждения почти вдвое большей мощности. Это спасет ситуацию на некоторое время. Однако программа перевооружения F-35 в конечном итоге потребует повторного увеличения мощности системы охлаждения. В будущем от груды нового электронного оборудования потребуется отводить более 60 кВт тепла. Требовалось что-то принципиально новое. Компания Honeywell сопротивлялась этому как могла, настаивая на том, что ее стандартные системы обслуживания ПТМС и комплекса теплоотвода на ее основе проверены, хорошо известны сервисному персоналу и подкреплены запасными частями. В таких случаях в СА говорили: «Не трогайте оборудование и не будете разочарованы!»
Тем не менее, они, похоже, отказываются сотрудничать с Honeywell в этом направлении. Collins Aerospace предоставила систему PTMS, совместимую с F-35. В конце января 2024 года выяснилось, что система охлаждения F-35 мощностью 80 кВт прошла успешные испытания.
Рендеринг Collins Aerospace EPACS
трудно сказать, почему систему отвода тепла от электроники современных истребителей не создали про запас. Автомобильная система постоянно оснащалась новыми модулями, и об этом было известно заранее. В рамках продолжающейся программы модернизации Блока 4 требования к системе охлаждения увеличены до 47 кВт. Кроме того, секретные обновления, запланированные на 2030-е годы, могут увеличить потребность в охлаждении как минимум до 62 кВт, а, возможно, даже до 80 кВт.
Мой Telegram-канал со свежими короткими новостями о науке, искусственном интеллекте и технологиях каждый день.
[my]Технология Система охлаждения Авиация Военная техника Электроника Long Post 10Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Чай горячий? — дуй, дураче! F-35 Lightning II получит усиленную систему охлаждения.