Трагедия в Ярославле: как погиб хоккейный клуб «Локомотив»

7 сентября 2011 года, в среду, на «Уфа-Арене» должен был состояться яркий хоккейный праздник — матч «Кубка открытия» между уфимским «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом» из Мытищ. Тысячи болельщиков с нетерпением ждали начала нового сезона КХЛ, сулящего зрелищные игры и незабываемые эмоции. Однако праздник обернулся трауром: игру внезапно остановили, и президент лиги Александр Медведев вышел на лёд, чтобы сообщить страшную новость. Его слова навсегда разделили историю российского хоккея на «до» и «после».

Шок на арене и тишина в зале

«Дорогие друзья! Сегодня произошла страшная трагедия...» — эти слова повисли в воздухе. Самолёт, на борту которого находились игроки, тренеры и персонал ярославского «Локомотива», разбился при вылете из аэропорта Туношна. Команда летела в Минск на матч с местным «Динамо». Шумная, ликующая арена в одно мгновение замерла в гробовом молчании. Казалось невероятным, что целой команды, только что готовившейся к старту сезона, больше нет.

Роковой день в Ярославле

Тем же днём, 7 сентября 2011 года, в Ярославле стояла обычная осенняя погода. В аэропорту Туношна приземлился самолёт Як-42Д авиакомпании «Як Сервис», который должен был доставить хоккеистов в Минск. Команда прибыла за час до вылета, прошла предполётные формальности и в приподнятом настроении поднялась на борт. Их ждали шесть членов экипажа: командир Андрей Соломенцев, второй пилот Игорь Жеверов, бортмеханик Сергей Журавлёв и стюардесса Надежда Максумова, невеста командира. Также на борту находились два инженера наземной службы.

Самолёт Як-42Д, аналогичный разбившемуся.

Цепь роковых ошибок

В 15:50 экипаж приступил к предполётной подготовке, которая с самого начала пошла не по правилам. В кабине царила неразбериха, отсутствовала чёткая координация действий. Второй пилот Игорь Жеверов пренебрёг обязательными расчётами массы, центровки и скорости, полагаясь на опыт «на глаз». Бортпроводники также выполнили не все необходимые процедуры.

Вырулив на взлётно-посадочную полосу, командир Соломенцев принял спорное решение не использовать для разворота специальный «карман», хотя длина ВПП в 3000 метров это позволяла. Кроме того, двигатели самолёта не были прогреты до необходимой температуры. Взлётный режим был установлен не сразу, а лишь через 16 секунд после начала разбега, что привело к недостаточному ускорению.

Кабина экипажа Як-42Д.

Роковое нажатие на тормоз

Но главной фатальной ошибкой стало непроизвольное нажатие на тормоза во время разгона. На скорости около 60 км/ч, а затем и 170 км/ч кто-то из пилотов случайно задействовал тормозную систему. Конструкция педалей Як-42 отличалась от привычной пилотам Як-40, и при неправильной постановке ноги на педаль такое было возможно. Торможение создало момент, мешавший отрыву, но вместо прерывания взлёта экипаж продолжил наращивать скорость и тянуть штурвал на себя.

«Подними! Взлетаем! Стабилизатор!» — звучали в кабине отчаянные реплики. На скорости 230 км/ч самолёт, проехав по земле около 400 метров, всё же оторвался. Но тут произошла новая ошибка: бортмеханик, увидев, что командир отпустил штурвал, воспринял это как команду на прекращение взлёта и сбросил режим двигателей. «Что ты делаешь-то?!» — успел крикнуть второй пилот, но было уже поздно.

Схема педального управления в кабине Як-42Д.

Катастрофа

Самолёт, едва набрав высоту 5-6 метров, из-за критического угла атаки резко накренился влево, задел радиомаяк и рухнул на землю. Из 45 человек на борту мгновенно погибли 43. Чудом выжили только хоккеист Александр Галимов и инженер Александр Сизов, сидевшие в хвосте и не пристёгнутые ремнями. Они самостоятельно выбрались из-под обломков. Галимов, получивший страшные ожоги, скончался через три дня в московском институте им. Вишневского. Сизов выжил, несмотря на многочисленные переломы и ожоги.

Место катастрофы самолёта Як-42Д под Ярославлем.

Общенациональная трагедия и память

Весть о катастрофе потрясла всю страну и мир спорта. Вечером 7 сентября в Ярославле и многих других городах прошли стихийные панихиды, люди несли цветы и свечи. Соболезнования выразили главы государств, федераций хоккея по всему миру. Футболисты «Севильи» вышли на матч в футболках с эмблемой «Локомотива». На месте трагедии был установлен памятник.

Победу сборной России на чемпионате мира 2012 года главный тренер Зинэтула Билялетдинов посвятил памяти погибших ярославских хоккеистов.

Самодельный памятник жертвам катастрофы в Словакии.

Выводы расследования

Следствие установило, что причиной катастрофы стали ошибочные действия экипажа, в первую очередь — непроизвольное нажатие на тормоза во время разбега. Были выявлены и системные проблемы: второй пилот принимал запрещённые для лётчиков препараты и страдал заболеванием, влияющим на координацию. Ключевой же первопричиной назвали плохую организацию переучивания пилотов с Як-40 на Як-42, что привело к путанице в управлении.

Уголовное дело было прекращено в 2017 году в связи со смертью виновных. Эта трагедия стала чёрным днём в истории российского спорта и гражданской авиации, заставив пересмотреть многие процедуры безопасности.

Обломки самолёта на месте катастрофы.

Telegram «Расследование авиационных происшествий»: https://t.me/rumayday/

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Чё ты делаешь-то?!", гибель ХК Локомотив в авиакатастрофе.