Катастрофа Ту-154 под Донецком: хроника роковых ошибок экипажа в грозовом фронте

Наша команда подготовила обновленную и дополненную версию материала об одной из самых трагичных авиакатастроф в истории российской гражданской авиации — крушении самолета Ту-154М авиакомпании «Пулковские авиалинии» в Донецкой области. В статью включены новые детали и расшифровка переговоров экипажа, которые проливают свет на цепь событий, приведших к трагедии. Роковое стечение обстоятельств — мощный грозовой фронт, рискованное решение командира, недостаточный опыт второго пилота и критические ошибки в управлении — стало причиной гибели всех находившихся на борту.

Рейс в грозу: начало трагедии

22 августа 2006 года авиалайнер Ту-154М, выполнявший рейс из Анапы в Санкт-Петербург, поднялся в воздух. Командиром воздушного судна был 49-летний Иван Корогодин — пилот с огромным опытом, налетавший более 12 тысяч часов. Рядом с ним на правом кресле находился не штатный второй пилот, а 23-летний стажер Андрей Ходневич. Также в кабине были штурман Игорь Левченко и бортинженер Виктор Макаров. В салоне пять бортпроводников обслуживали 160 пассажиров.

Та самая доска. Источник: https://russianplanes.net/id67218

Когда самолет вошел в воздушное пространство Украины, диспетчеры в Харькове не передали экипажу информацию о мощном грозовом фронте, находившемся прямо на курсе лайнера. В результате экипаж, не зная истинных масштабов непогоды, продолжил полет, что лишило его возможности заранее скорректировать маршрут для безопасного обхода.

Роковые решения на высоте

Набрав эшелон 11 000 метров, экипаж столкнулся с тем, что облачный массив простирался выше. Штурман запросил у диспетчера разрешение подняться до 11 600 метров, сославшись на грозу. Разрешение было получено.

Лайнер продолжал движение прямо в сторону грозы, находясь на высоте, близкой к предельно допустимой для данной загрузки. До грозового фронта оставалось около 50 км — расстояние, которое теоретически позволяло развернуться или обойти опасную зону. Однако командир принял решение продолжить набор высоты прежним курсом. Позже следственная комиссия отметит в его действиях склонность к неоправданному риску и недооценку угрозы.

Согласно руководству, для безопасного обхода грозы сверху необходим запас высоты не менее 500 метров, чего на занятом эшелоне не было. Осознав это, экипаж запросил разрешение обойти грозовой очаг слева. Диспетчер дал «добро», но к этому моменту самолет уже был слишком близко к эпицентру непогоды. Коррекция курса оказалась запоздалой и недостаточной.

В эпицентре стихии и потеря управления

Войдя в грозовой фронт, самолет попал в зону умеренной турбулентности. Скорость была ниже рекомендованной для таких условий. Командир, понимая сужающийся запас по скорости и мощности двигателей на большой высоте, тем не менее стремился уйти вверх от грозы. Он приказал запросить разрешение подняться до 11 900 метров.

Во время набора высоты самолет попал в град. Скорость начала падать, чему также способствовало включение противообледенительной системы. Достигнув нового эшелона и включив режим стабилизации высоты, экипаж столкнулся с критической ситуацией.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Автопилот перевел руль высоты на пикирование, вызвав колебания. Пилоты взяли штурвал на себя, что привело к резкому росту угла атаки и срабатыванию сигнализации АУАСП (автоматического указателя угла атаки и сигнализатора перегрузки).

В этот момент правильным решением было бы перевести самолет на снижение, как и предложил один из членов экипажа. Однако командир, панически боявшийся попасть в самый центр грозы (что ассоциировалось у него со снижением), отклонил это предложение. Вместо этого он дал команду вывести двигатели на номинальную мощность. Остальные члены экипажа не взяли на себя инициативу и не настояли на контроле критически важных параметров — скорости и угла атаки, которые уже выходили за безопасные пределы.

Кабина Ту-154

Последовали хаотичные и нескоординированные действия командира по «гашению» колебаний, которые лишь усугубили ситуацию, приведя к развитию расходящихся колебаний по тангажу. Несмотря на явные признаки приближающегося сваливания — сильную тряску, — командир не осознал необходимости резко отдать штурвал от себя для снижения. Вместо этого самолет, достигнув закритических углов атаки, непроизвольно задрал нос, поднялся почти на 400 метров, после чего полностью потерял подъемную силу. Указательная скорость упала до нуля, двигатели заглохли, и Ту-154 перешел в плоский штопор.

Последние минуты: паника и сигнал SOS

На этом этапе управление самолетом было полностью потеряно. Анализ записей показывает нарастающую панику и непонимание экипажем происходящего. Вместо попыток вывода из штопора стандартными методами (отдать штурвал от себя и убрать крен) пилоты, наоборот, тянули его на себя, усугубляя ситуацию.

Осознав катастрофичность положения, командир приказал передать сигнал бедствия SOS, что и сделал второй пилот-стажер. В последние секунды в кабине слышны отчаянные реплики: «Андрюха, не паникуй!», «Не убивай!» (вероятно, в значении «не тяни штурвал на себя»).

После 2,5 минут падения в штопоре самолет на огромной скорости врезался в землю возле села Сухая Балка в Донецкой области. От удара и последовавшего взрыва топливных баков фюзеляж полностью разрушился. Никто из 170 человек на борту не выжил.

На месте аварии

В связи с трагедией на Украине и в России были объявлены дни траура.

Причины и выводы расследования

Официальной причиной катастрофы было названо сваливание самолета в плоский штопор после достижения закритических углов атаки в режиме ручного управления. Экипаж допустил раскачку самолета при обходе грозы и выход за пределы безопасных параметров полета.

На месте аварии

Расследование выделило несколько ключевых факторов:
1. Неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и отсутствие контроля за скоростью и углом атаки со стороны других пилотов.
2. Невыполнение рекомендаций руководства по летной эксплуатации по предотвращению сваливания.
3. Недостатки в системе подготовки пилотов, отсутствие отработки подобных нештатных ситуаций на тренажерах.
4. Неполная информация от диспетчерской службы о метеообстановке.

Родственники погибших впоследствии через суд взыскивали компенсации с авиакомпании, размеры которых варьировались от 400 тысяч до 2,6 миллионов рублей.

Эта трагедия остается суровым уроком о важности строгого следования процедурам, эффективного взаимодействия в кабине и критической оценки рисков в сложных метеоусловиях.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Заранее спасибо от всей команды!

«Расследование авиакатастроф» в Telegram

https://t.me/rumayday/

[my]АвиацияСамолетПолетАэропортПилотГражданская авиацияСобытиеКатастрофаАвиакатастрофаДонецкУкраинаМатДлинный пост 61

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Андрюха, не паникуй!", "Не убивайте!", катастрофа Ту-154 под Донецком.