Недавние события, такие как инцидент в Брянской области, где за короткое время были потеряны несколько российских самолетов и вертолетов, заставляют задуматься о критической важности авиационных систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Вместо того чтобы анализировать наши пробелы, давайте посмотрим на опыт другой стороны земного шара, где такие специализированные самолеты давно стали неотъемлемой частью военной авиации.

Самолет РЭБ — это летающая платформа, насыщенная сложным электронным оборудованием. Его задачи — обнаружение, анализ и подавление сигналов вражеских радаров и систем связи. Хотя такие машины появились давно, настоящий расцвет этого направления пришелся на последние 50 лет, параллельно с бурным развитием микроэлектроники.
Американская эволюция самолетов РЭБ
Первый в этой линейке — Grumman EA-6B Prowler («Вор»).

Созданный на базе палубного штурмовика A-6 Intruder для ВМС и морской пехоты США, этот самолет отличался удлиненным фюзеляжем, вмещавшим экипаж из четырех человек. Совершив первый полет в 1968 году, он прослужил впечатляющие 47 лет, до 2015 года. Его электронный арсенал был для своего времени передовым и включал системы радиотехнической разведки, подавления связи и станции создания импульсных помех для срыва атаки ракет. Несмотря на тесноту в кабине, «Вор» стал надежным защитником ударных групп.

Следующим шагом стал General Dynamics/Grumman EF-111A Raven («Ворон»), созданный для ВВС США.

За основу был взят скоростной тактический бомбардировщик F-111, что определило его роль — сопровождение ударных самолетов в глубине территории противника. Благодаря более совершенной автоматизации экипаж сократился до двух человек. «Ворон» не имел пушечного вооружения, полагаясь на скорость и мощные системы РЭБ, которые успешно защищали его в ходе многочисленных конфликтов.

Современным флагманом этого направления является Boeing EA-18G Growler («Ворчун»).

Этот палубный самолет, созданный на базе истребителя F/A-18F Super Hornet, пришел на смену ветерану EA-6B. Он сочетает в себе функции РЭБ с возможностями полноценного истребителя. «Ворчун» может не только ставить помехи, но и поражать излучающие цели противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM, а также вести воздушный бой. Его системы позволяют работать в сетевом центрическом поле, координируя действия с другими самолетами, и поддерживать связь даже при активном использовании своих же помех.

Польза таких самолетов очевидна. Представьте группу истребителей-бомбардировщиков, идущих на задание. Рядом работает EA-18G, его станции активно подавляют вражеские радары. В результате системы ПВО противника ослеплены, наводящиеся ракеты сбиваются с курса. Это не дает стопроцентной гарантии, но радикально повышает шансы ударной группы на успех и выживание.
История и проблемы российских самолетов РЭБ
В СССР работы в этом направлении велись, но их сложно назвать последовательными и успешными по современным меркам.

Создавались специализированные модификации на базе тяжелых и дальних самолетов: Ту-16П, Ту-22П, Ан-12ПП. Они несли мощные, но громоздкие и энергоемкие ламповые комплексы помех, такие как «Букет». Более удачной и долгоживущей машиной стал фронтовой Як-28ПП, который прослужил до середины 90-х годов.

Последней советской попыткой создать самолет РЭБ стал Су-24МП с секретным комплексом «Ландыш». Однако было выпущено всего около 20 машин, а с распадом СССР работы по их совершенствованию заглохли.

Сегодня в строю находится Ил-22ПП «Порубщик» — мощная машина, но созданная на базе старого пассажирского Ил-18, чей первый полет состоялся в 1957 году. Использование устаревшего планера для размещения новейшей электроники — это вынужденная, но не оптимальная мера.

Почему сегодня нужен новый российский самолет РЭБ и каким он может быть?
Опыт специальной военной операции наглядно показал, что борьба за радиоэлектронный спектр стала одним из ключевых факторов современной войны. Подвесные контейнеры РЭБ, такие как «Хибины», — это вспомогательное решение. Их использование снижает боевую нагрузку самолета (топливо и вооружение) и, судя по некоторым данным, не всегда обеспечивает нужную эффективность.
Вертолеты РЭБ на базе Ми-8, несмотря на свою полезность, не могут сопровождать современные скоростные истребители и бомбардировщики, что, возможно, стало одной из причин трагедии в Брянской области.
Выходом могло бы стать создание специализированного самолета РЭБ по аналогии с американским EA-18G Growler. Идеальной платформой для этого выглядит Су-30.

Это тяжелый двухместный истребитель, который обладает необходимой грузоподъемностью для размещения оборудования, мощными генераторами для его питания, высокой скоростью и дальностью. Задняя кабина идеально подходит для оператора систем РЭБ. Такой самолет, назовем его условно Су-30ПП, мог бы сопровождать ударные группы Су-34 и Су-35, подавлять ПВО противника и при необходимости сам наносить удары. Производственные линии для Су-30 уже существуют, а отечественные предприятия, такие как концерн «КРЭТ», обладают необходимыми технологиями.
У американцев есть «Ворчун» на ближайшие десятилетия. Кто мешает России, имеющей серьезный научно-технический потенциал, создать своего не менее, а возможно, и более эффективного «электронного охранника» для своей ударной авиации? Вопрос остается открытым, но его актуальность с каждым днем только растет.
Обратите внимание: Будьте внимательны: во дворах Петербурга появились воронята !!!.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: «Ворон», «Вор» и «Ворчун» - их у нас нет.