Ил-76
24 марта 1996 года Ил-76ТД Красноярских авиалиний выполнил серию чартерных грузовых рейсов по заказу компании "Корса". Задача полета была следующей: Красноярск – Петропавловск-Камчатский – Барнаул – Красноярск – Петропавловск-Камчатский – Красноярск. Экипаж выполнил первый полет 25 марта, прибыв из Красноярска в Петропавловск-Камчатский. Однако 1 апреля командир звена по требованию заказчика и без разрешения руководства авиакомпании принял решение лететь в Новосибирск вместо указанного в задании рейса в Барнаул.
4 апреля самолет вернулся в Петропавловск-Камчатский. На борту этого рейса находились 9 членов экипажа и 11 пассажиров. Согласно документам, на борт было погружено 44 тонны груза. Но вопреки правилам его не взвесили и ведь вес груза составил 57 тонн. Взлетная масса самолета составила 207 тонн, что на 17 тонн больше максимально допустимой.
Несмотря на это, полет до места назначения прошел без происшествий, пока не началось снижение. При вводе координат последнего поворота на маршруте экипаж допустил ошибку в 100 градусов: вместо 53°20' с.ш. Была введена широта 153°20" с.ш. Из-за этого бортовой вычислительный комплекс управления, отвечающий за навигацию, перестал нормально функционировать. В дальнейшем экипаж не использовал все пилотажно-навигационные средства, в результате чего Ил-76 отклонился от курса с маршрута.
Ситуацию усугубляло то, что радиоуправление со стороны диспетчеров практически отсутствовало. Они никогда не передавали информацию о фактическом местонахождении самолета. По разным причинам ни один из эмиссаров не зафиксировал уклонение самолета. Так, в дополнительном райцентре Усть-Хайрюзово РЛС в 1993 году была снята с регламента работать, хотя острой необходимости в этом не было. И наконец, из-за отклонения от маршрута и преждевременного снижения самолет оказался вне поля зрения радаров диспетчера круга в аэропорту Петропавловска-Камчатского. Экипаж, в свою очередь, не сообщил о прохождении контрольно-пропускных пунктов, и диспетчеры об этом не просили.
Спуск проходил в условиях сильной облачности. Диспетчер круга, не установив непрерывного радиолокационного контроля за движением Ил-76 и не зная его местонахождения, позволил ему снизиться на высоту 900 метров. КВС знал, что диспетчер не заметил самолет на радаре. Он также понял, что бортовое радионавигационное оборудование работает нестабильно. Однако он решил спуститься.
Кабина Ил-76
Благодаря расшифровке разговоров можно получить представление о том, что происходило в тот момент в кабине:
Радист: Давайте присядем!
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
У меня есть план прожить девяносто один!Командир: Счастливой жизни!
Радистка: На первой станции сообщают погоду...
Командир: Может, ветер утихнет...
Навигатор: Осталось около 50 км.
Второй пилот: Сан, тебе нужен локатор?
Навигатор: Да, в принципе, оставьте... А то у меня по дальности не работает.
Командир: Петропавловск! Нет, я не понимаю — он не слышит или я не слышу...
Радист: Он есть.
Командир: Он не слышит, б... Суки, они нарочно молчат.
Бортинженер: Григорьич, при посадке много тормозов... Туда полетят ящики.
Командир: Ф.. с ними. Просто возьмите землю.
Навигатор: Что-то со мной пошло не так...
Командир: Саша, твоя мама... Почему ситуация такая сложная, почему ты все путаешь?
Навигатор: 752 подтверждение удаления 65.
Отправитель: проверьте своего активного ответчика. Почему-то тебя нет на моем экране...
Командир: Что за связь – кто знает!
Радист: Я проверил, все правильно...
Командир: Ни ф..., б..., ни дальность, ничего не работает...
Навигатор: Что это за шум?
Командир: Всё гудит!..
Навигатор: Я не понимаю!..
Экипаж занял высоту 900 метров на расстоянии 45 км от аэропорта и 23 км справа от шоссе. В это время он находился в районе горного хребта с горными вершинами выше высоты самолета. В кабине четыре раза сработала сигнализация опасного сближения с землей, но экипаж не предпринял никаких действий для достижения безопасной высоты. Самолет, следовавший в облаках, врезался в склон холма высотой 1190 метров. В результате столкновения Ил-76 был полностью разрушен, а все находившиеся на борту погибли.
Аэропорт Пертопавловск-Камчатский
Комиссия, проводившая расследование, установила, что к катастрофе привело совокупность нескольких факторов. Во-первых, к уклонению от маршрута привели ошибка в координатах, допущенная экипажем при вводе данных в бортовую систему, а также неиспользование экипажем всего спектра пилотажно-навигационных средств. Во-вторых, диспетчеры, не имеющие радиолокационного оборудования, не обнаружили этого уклонения. В-третьих, экипаж и авиадиспетчеры не соблюдали требования по отчетности при пролете над обязательными точками отчетности. В-четвертых, ни диспетчер, ни экипаж не имели точной информации о реальном местонахождении самолета. Однако первый дал разрешение на спуск на 900 метров и экипаж подчинился. Все это происходило в облаках в горах. И, наконец, катастрофы можно было бы избежать, если бы экипаж отреагировал на сигнал тревоги о том, что находится в опасной близости от земли.
Таким образом, по заключению комиссии, крушение произошло в результате грубых нарушений экипажем и специалистами управления воздушным движением требований основных документов, регулирующих воздушные перевозки.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!
«Расследование авиакатастроф» в Telegram
https://t.me/rumayday/
[мин]АвиацияСамолетАэропортПолетное происшествие90-еГражданская авиацияПилотКатастрофаАвиакатастрофаДлинный постОтрицательный 10Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Ни дальность, ничего не работает...", девяностые и катастрофа Ил-76 на Камчатке.