Реалистичность плана по производству 1000 российских пассажирских самолетов к 2030 году

В ходе пресс-конференции президент России Владимир Путин озвучил амбициозную цель — производство 1000 самолетов. В этой статье мы проанализируем происхождение этой цифры и оценим, насколько она достижима в современных реалиях. Важно сразу уточнить: речь идет исключительно о пассажирских лайнерах для коммерческих авиаперевозок, без учета военной и специальной авиатехники.

Источник цифры: государственная программа

Цифра в 1000 самолетов не взята с потолка. Она закреплена в официальном документе — «Комплексной программе развития авиационной промышленности в Российской Федерации до 2030 года» (в актуальной редакции). Программа содержит детальный план, согласно которому к концу 2030 года отечественная промышленность должна выпустить тысячу гражданских воздушных судов. Цель данной статьи — не давать оценку качества этих самолетов, а объективно разобрать текущее состояние производства по каждому из проектов.

http://static.government.ru/media/acts/files/1202206270017.p...

SSJ-NEW (Сухой Суперджет 100)

Это глубокая модернизация известного Sukhoi Superjet 100, в рамках которой импортные компоненты, включая двигатели, должны быть заменены на российские аналоги. Однако объем замены настолько велик, что по сути создается новый самолет в знакомом планере, что объясняет затянувшиеся сроки. Первый полет с отечественным двигателем ПД-8 запланирован только на 2024 год, хотя по плану поставки должны были начаться уже в 2023-м. Учитывая, что путь от первого полета до серийных поставок авиакомпаниям у оригинального SSJ занял около трех лет, реалистичный сценарий предполагает начало поставок SSJ-NEW не ранее 2026-2027 годов. К 2030 году, по оптимистичным оценкам, может быть выпущено 30-40 таких машин, которые в первую очередь потребуются для замены старых Superjet с иностранными двигателями.

К сожалению, фотографий SSJ с двигателем ПД-8 пока нет.

МС-21

Это ключевой проект, российский конкурент популярных Boeing 737 и Airbus A320. Разработка самолета столкнулась с серьезными вызовами из-за санкций, которые сначала затронули композитные крылья, а затем и другие импортные системы. Несмотря на это, проект имеет важное преимущество: отечественный двигатель ПД-14 совершил первый полет еще в 2020 году и с тех пор активно испытывается. Сейчас ведутся работы по подготовке самолета в окончательной, полностью российской конфигурации к сертификационным испытаниям. Если все пойдет по плану, первые поставки авиакомпаниям могут начаться в 2025 году, что позволит к 2030 году выпустить от 50 до 100 лайнеров МС-21.

МС-21 с отечественным двигателем ПД-14.

Ту-214

Этот самолет с советскими корнями (первый полет в 1989 году) не планировался к массовому производству, однако после начала СВО лоббисты из Татарстана, где находится производство, добились его включения в госпрограмму. Оказалось, что возобновить серийный выпуск — задача не из легких: за последние годы завод выпускал лишь по одному самолету в год для специальных заказчиков. Несмотря на строительство новых цехов и обещания, выполнить план по выпуску нескольких машин в 2023-2024 годах не удалось. Реалистичный прогноз — производство не более 20 Ту-214 к 2030 году.

Ту-214 2009 года выпуска, восстановленный со склада.

Ил-96-300 и региональные самолеты

Ситуация с дальнемагистральным Ил-96-300 остается неясной. Информации о заказах или активном производстве нет. В ноябре 2023 года совершил первый полет увеличенный вариант Ил-96-400М, но его судьба пока не определена. Освоение производства такого большого самолета — процесс долгий и дорогой, поэтому к 2030 году вряд ли стоит ожидать серийных поставок.

Опытный Ил-96-400М в полете 1 ноября 2023 г.

Ил-114-300

Винтовой региональный самолет, призванный заменить иностранные ATR и Dash 8. Его разработка замедлилась из-за катастрофы опытного Ил-112, который использовал аналогичные двигатели ТВ7-117СТ. Производитель двигателей (ОДК-Климов) загружен оборонными заказами, что ставит под вопрос приоритетность гражданских проектов. Прогноз по поставкам к 2030 году — от 0 до 15 самолетов.

Опытный Ил-114-300 (на самом деле это модернизированный ташкентский самолет 1994 года).

ТВРС-44 «Ладога»

Средний винтовой самолет, предназначенный для замены стареющих Ан-24/26. На данный момент проект находится на очень ранней стадии — существует лишь макетная часть фюзеляжа. Планируется использование того же проблемного двигателя ТВ7, что и на Ил-114. Оптимистичный сценарий предполагает начало поставок к 2027 году и выпуск до 30 машин к 2030 году.

«Ладога» пока существует только в макетах.

ЛМС-901 «Байкал»

Легкий многоцелевой самолет, замена легендарного Ан-2. Первый полет состоялся в 2022 году, но с импортным двигателем. Ожидается, что отечественный двигатель ВК-800СМ будет сертифицирован к 2025 году. Успех проекта во многом будет зависеть от государственных субсидий, так как стоимость самолета высока. Оптимистичный прогноз — до 100 самолетов к 2030 году.

ЛМС-901 «Байкал» с импортным двигателем.

L-410

Чешский самолет с американскими двигателями, который ранее собирался в Екатеринбурге. После 2022 года сотрудничество прекратилось. Заменить его отечественным аналогом в короткие сроки невозможно, поэтому выпуск этого самолета по российской программе маловероятен.

Итоговый прогноз

Суммируя реалистичные оценки по каждому проекту, к 2030 году российские авиакомпании могут получить примерно 300 новых отечественных самолетов: 40 SSJ-NEW, 100 МС-21, 20 Ту-214, 15 Ил-114-300, 30 ТВРС-44 «Ладога» и 100 ЛМС-901 «Байкал». Это существенно меньше заявленной тысячи, но все же значительный объем. При этом большая часть пассажирских перевозок, по всей видимости, еще долгое время будет осуществляться на иностранных воздушных судах, которых в российском парке сегодня около 500.

Текущее состояние программы отстает от графика: в 2023 году вместо запланированных пяти новых самолетов не поставлено ни одного (не считая L-410), а в 2024 году, вероятно, будет поставлен лишь один Ту-214 вместо 35. Массовые поставки современных российских пассажирских самолетов, на которых сможет полететь обычный пассажир, начнутся не ранее 2026-2028 годов.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Про 1000 самолётов.