Про 1000 самолётов

На пресс-конференции Путин объявил о плане производства 1000 самолетов. Давайте разберемся, откуда взялось это число и насколько оно возможно в реальности.

Сразу оговорюсь, что в этом посте под словом «самолет» подразумевается пассажирский самолет для коммерческих перевозок. Боевая и специальная авиация не затронуты.

Президент не придумал цифру 1000 из воздуха. В стране принята «Комплексная программа развития авиационной промышленности в Российской Федерации до 2030 года» (в редакции постановления Правительства РФ от 11.03.2023 № 563-р от 08/08). 22/2023 № 2259-р), который содержит следующую таблицу

http://static.government.ru/media/acts/files/1202206270017.p...

Как мы видим, к концу 2030 года реально должно быть построено 1000 гражданских авиалайнеров. Пройдемся по списку. Этот текст не о том, хорошие или плохие наши самолеты. Это попытка точно составить текущее состояние производства.

к сожалению фотографий SSJ из ПД-8 пока нет

открывает список SSJ-NEW. Это старый добрый сухой суперджет (который уже не сухой, но власти почему-то используют старое название), где все импортные системы (включая двигатели) заменены на отечественные.

Но этих систем настолько много, что новый самолет фактически разрабатывается в знакомой оболочке. Отсюда и долгий срок разработки. По таблице поставки должны быть уже в 2023 году, но на данный момент самолет с двигателем ПД-8 так и не взлетел, первый полет запланирован на 2024 год (доказательство: https://ria.ru/20231113/ sj-100-1909113707.html).

От первого полета нового самолета до его доставки авиакомпании – долгий путь. Первоначальный SSG путешествовал по этому маршруту 3 года (первый рейс - май 2008 г., первый коммерческий рейс в Армавиа - апрель 2011 г.). Если все пойдет хорошо, то первые поставки ожидаю в 2026/2027 году, а полное производство (с постепенным увеличением до 20 самолетов в год) начнется в 2028 году. Всего ~30-40 самолетов к концу 2030 года (они будут потребуются для замены вышедших из эксплуатации суперджетов французскими двигателями).

МС-21 с отечественным двигателем ПД-14

Вторым по порядку, но первым по значимости для страны является МС-21, наш ответ самым популярным самолетам в мире - Boeing 737 и Airbus 320. Многострадальный проект, санкции первыми сократили композитные крылья самолета (они были санкционированы в 2019 году), а в 2022 году все остальное импортируется. В результате самолет находится в состоянии «почти готового» уже 5 лет, и многие шутят, что «до полета МС-21 с пассажирами всегда ровно год".

Большим преимуществом по сравнению с SSJ-NEW является то, что первый полет отечественного двигателя ПД-14 состоялся еще в 2020 году и с тех пор двигатель много летал. Сейчас производитель готовится к финальному рывку – подготовке самолета к финальной спецификации со всеми отечественными системами, которые пройдут финальные сертификационные испытания (доказательство: https://aviation21.ru/pervyj-ms-21-310rus-vzletit-vi-kvarta)..). Завершить испытания планируется к концу 2024 года, а в 2025 году - первые поставки авиакомпаниям, после чего мы сможем начать ускорять серию и к концу 2030 года у нас будет в эксплуатации 50-100 самолетов.

Два описанных выше проекта можно назвать «понятными». В том смысле, что понятно, где их будут делать (заводы в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре уже готовы), как будут делать, разработки и испытания активно освещаются в СМИ, идут испытательные полеты, авиакомпании интересуются этими самолетами, особенно, конечно, МС-21. Но дальше начинается территория, где «все призрачно".

Ту-214 2009 г.в., восстановлен со склада

Ту-214 — еще один конкурент 737/320 и одновременно конкурент МС-21 в борьбе за бюджетное финансирование. Самолет с советскими корнями (первый полет еще в 1989 году), который никто не собирался выпускать серийно, но тут случилось СВО и лоббисты Татарстана (самолет производится на заводе в Казани) мудро пришли на помощь: типа , чего вы ждёте этот непонятный МС-21, лучше дайте, нам нужны деньги, ведь у нас есть Ту-214, который уже давно освоен, и мы можем начать его делать прямо сейчас.

Видимо, так и появилось это обещание поставить в 2023 году 3 новых Ту-214, как мы видим в таблице. Татары добились своего – самолет включили в программу, деньги выделили. А потом ВНЕЗАПНО выяснилось, что "самолет был сделан 15 лет назад" и "самолет сделан сегодня" - это 2 большие разницы. В 2008-2011 годах в Казани действительно было подобие серии, когда за 4 года было изготовлено 26 самолетов. Но те времена давно прошли, производство свернули, и в последние годы для спецзаказчиков (СЛО и Минобороны) делали по 1 самолёту в год).

Сейчас для выполнения обещаний на Казанском авиазаводе быстрыми темпами строятся новые цеха (https://ria.ru/20231109/tu-214-1908454962.html) и все что имеется по самолетам - это 1 самолет из пред. -Резерв СВО, который «находится в высокой степени готовности» (https://www.business-gazeta.ru/article/615782). Естественно, никаких 7 самолетов в 2024 году быть не может.

Поскольку чиновники никогда не признают своих ошибок, определенное количество Ту-214 все равно будет произведено. Мой прогноз – не более 20 к концу 2030 года. Какой авиакомпании достанется такое везение – большой вопрос.

Опытный Ил-96-400М в полете 1 ноября 2023 г

Завершает парад самолетов большой дальнемагистральный Ил-96-300. Информации о производстве нет. Ни заказов, ни самолетов в производстве. Почему в программу был включен самолет с маркировкой именно 96-300, тоже загадка.

1 ноября впервые поднялся в воздух экспериментальный Ил-96-400М (увеличенная версия 96-300), строившийся последние 5 лет, и теоретически мог стать флагманом российской авиации для полетов например Москва-Владивосток или Санкт-Петербург-Петропавловск-Камчатский. С этого момента в самолете воцарилась полная тишина. Вопрос о том, стоит ли его производить, наверное, решается в кабинетах. Освоение производства большого самолета займет много времени и будет очень дорогостоящим. Если завтра они решат "давайте сделаем", то первый рекламный ролик, вероятно, будет готов к 2030 году. Извините, но прогноз - 0.

Опытный Ил-114-300 (ложь). Это ташкентский самолет 1994 года выпуска, который в 2020 году был модернизирован до прототипа Ил-114-300. Полномасштабный прототип нового самолета еще не летал.

Ил-114-300 — винтовой региональный самолет, который заменит эксплуатируемые российскими авиакомпаниями ATR-42/72 и DHC-8. В настоящее время реализация этой программы приостановлена ​​из-за катастрофы испытательного полета Ил-112, оснащенного тем же двигателем ТВ7-117-СТ. Сроки достройки двигателя совершенно неясны, но Минпромторг уже перенес запланированные поставки Ил-114 на 2026 год (https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/102582/)

Двигатели ТВ7 производит компания «ОДК-Климов», мощность которой на данный момент составляет около 146% — это единственный производитель вертолетных двигателей в стране. Ми-8, Ми-17, Ми-28, Ка-52 – в центре всего этого Климов. Поэтому, конечно, вопрос модернизации и разработки новых двигателей для гражданских самолетов здесь далеко не на первом месте. Сегодня никто не хочет ставить под угрозу государственный оборонный заказ.

Выпускать самолет планируют на авиазаводе в Луховицах (филиал РСК "МиГ"), который ранее никогда не производил пассажирские самолеты, что вызывает некоторые сомнения в запуске серии. Спрос на этот тип вызывает вопросы: в настоящее время в России эксплуатируется около 25 подобных самолетов. И этого, кажется, достаточно. Зачем авиакомпаниям 70 самолетов вместо 25? Куда они их полетят и кто за это заплатит? Мой прогноз до 2030 года – от 0 до 15 самолетов.

«Ладога» пока существует только в макетах

ТВРС-44 «Ладога» — средний винтовой «вездеход» на замену Ан-24/Ан-26, которые до сих пор кое-где незаменимы на нашей Родине. А самому младшему из них уже за 50. Замена Ан-24 нужна была очень давно, "Ладога" - очередная попытка ее создания. На данный момент рейса нет. Совсем нет - загорелась лишь очень маленькая часть фюзеляжа (тут на видео с 10 секунды vk.com/video-4598690_456239086).

При этом УЗГА (создатель/производитель) самолета бьет себя пяткой в ​​грудь и говорит, что почти завтра (в следующем году) полетим (https://russian.rt.com/russia/article/1183044 -ладога-тврс- так...). Звучит крайне безумно, если учесть, что у них есть не только самолет, но и двигатель - на Ладоге планируют использовать тот же ТВ7-117-СТ (правда, в уменьшенном варианте) от перегруженного завода Климова, что и на Ил-114.

Не знаю, получится ли у них, но хотелось бы, чтобы получилось. Я летал на Ан-24 и мне он не очень понравился. Оптимистично мы предполагаем поставки в 2027 году и 0-30 самолетов к 2030 году.

ЛМС-901 «Байкал» с импортным двигателем

ЛМС-901 «Байкал» — это снова очередная попытка создать замену советской классике, на этот раз Ан-2. Самолет уже готов – первый полет состоится в 2022 году, но с импортным двигателем, с которым его нельзя запустить в производство по понятным причинам.

Отечественный двигатель ВК-800СМ ожидают где-то в 2025 году (https://aviation21.ru/dvigatel-vk-800sm-planiruetsya-sertifi...), примерно в это же время хотят построить новый сборочный завод (https:/ /aviation21.ru/zavod-v-komsomolske-na-amure-po-vypusk...) рядом с заводом по производству суперджетов.

Дальше все будет зависеть от спроса. Самолет недешевый – 200 миллионов рублей (https://www.aex.ru/news/2023/11/22/264395/), но вмещает 9 человек. Понятно, что это возможно только при наличии государственных субсидий. Но мы будем оптимистичны и будем ожидать 100 штук к 2030 году.

И наконец, моя любимая фраза в этом персонаже. Л-410. Самолет вроде бы нормальный, но проблема в том, что он чешский и имеет американские двигатели. В список его включили как отечественную продукцию, поскольку окончательная сборка осуществлялась в Екатеринбурге на площадке УЗГА. Но с началом СВО это стало невозможным по понятным причинам. Заменить L-410 импортным невозможно, так как это означало бы разработку самолета с нуля, а цепляться за конструкцию шестидесятых годов прошлого века нет смысла. Но самолет остался в программе. Как и почему – большой вопрос. Конечно, 0 выйдет до 2030 года.

Нижняя линия.

По моим оптимистичным оценкам, к 2030 году авиакомпании смогут поставить 40 SSJ-NEW, 100 МС-21, 20 Ту-214, 15 Ил-114-300, 30 ТВРС-44 "Ладога" и 100 "Байкалов". Всего машин ~300, это меньше 1000, но значительно больше, чем ничего. При этом большую часть пассажиров по-прежнему будут перевозить иномарки: 160 самолетов — это менее половины из примерно 500 иномарок, находящихся в эксплуатации сегодня.

Если говорить о текущем состоянии программы, то в 2023 году поставлено 0 самолетов вместо 5 (Л-410 не в счет), а в 2024 году ожидаю поставку 1 Ту-214 вместо заявленных 35 самолетов. Действительно значимые поставки отечественных самолетов (так что вы случайно можете оказаться на одном из них) начнутся не раньше 2026 года, а скорее где-то в 2028 году.

[моё] Гражданская АвиацияПолитика Длинный пост 21

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Про 1000 самолётов.