Анализ аварийной посадки A320: почему отказ одной гидросистемы не является критическим

В последнее время в интернет-сообществе активно обсуждается инцидент с вынужденной посадкой самолета A320 авиакомпании «Уральские авиалинии» в поле. Многие комментаторы, не обладая достаточными техническими знаниями, высказывают необоснованные предположения о действиях экипажа. Данный пост призван прояснить ситуацию с технической точки зрения, основываясь на имеющихся данных и конструкции самолета.

Суть инцидента и ключевой вопрос

Согласно официальному заявлению представителя авиакомпании, причиной изменения плана полета стала неисправность в зеленой гидравлической системе, из-за которой командир воздушного судна (КВС) принял решение следовать на запасной аэродром в Новосибирск. Главный вопрос, который возникает у общественности: почему экипаж не стал садиться в Омске, а предпочел уйти дальше, совершив в итоге посадку в поле?

Роль и устройство гидравлической системы A320

Для понимания ситуации необходимо разобраться в назначении гидравлики на современных лайнерах. Гидравлическая система предназначена для приведения в действие различных механизмов, которые физически удалены от пилота: рулей управления, элементов механизации крыла (закрылков, предкрылков), шасси, тормозов и реверса двигателей.

Самолеты семейства Airbus A320 используют электродистанционную систему управления (fly-by-wire). Это означает, что между штурвалом (или боковой ручкой) и рулевыми поверхностями нет прямых механических связей. Сигнал от органов управления проходит через компьютеры и поступает на гидравлические рулевые машинки, которые и перемещают элероны, рули высоты и направления.

Учитывая критическую важность управления, для обеспечения надежности и резервирования на самолете установлены три независимые гидравлические системы. Они условно обозначены цветами: зеленая, желтая и синяя. Это цветовая кодировка для удобства обслуживания, а не указание на реальный цвет жидкости.

Что контролирует зеленая гидросистема и последствия ее отказа

На схеме видно, что многие критически важные системы, включая управление полетом и тормоза, задублированы. Давайте подробнее рассмотрим функции зеленой системы:

Список действительно внушительный: элероны, спойлеры, тормоза, реверс. Однако ключевой момент — дублирование. Колесные тормоза, например, также питаются от желтой системы. При отказе зеленой системы пилоты теряют только функцию автоматического торможения (Autobrake), но могут тормозить вручную, нажимая на педали.

Чтобы оценить влияние на управляемость, обратимся к схеме распределения рулевых машинок:

Если мы мысленно «отключим» зеленую систему, картина будет следующей:

Как видно, на каждой управляющей поверхности (кроме четырех спойлеров) остается хотя бы один рабочий рулевой привод. Это не приводит к потере управления, так как одна машинка работает в активном режиме, а другая выполняет демпфирующую функцию.

Почему самолет смог выпустить шасси и сесть

На фотографии после посадки видно, что шасси выпущено. Но ведь его выпуск, согласно схемам, также обеспечивает зеленая система. Здесь вступает в действие аварийный механический способ выпуска. Конструкция предусматривает аварийный выпуск шасси под действием силы тяжести и аэродинамического потока после механического отпирания замков. Это надежная и отработанная процедура.

Единственным нюансом при таком выпуске является то, что створки шассиных ниш остаются открытыми, так как для их закрытия требуется гидравлическое давление.

Официальные процедуры и рекомендации для экипажа

Согласно руководству по эксплуатации самолета (QRH — Quick Reference Handbook), отказ одной гидравлической системы не является неисправностью, требующей немедленных действий. Для этой ситуации нет отдельного контрольного списка (checklist) в QRH, что говорит об ее некритичности.

Электронная централизация предупреждений ECAM (Electronic Centralized Aircraft Monitor) также не выдает строгих предписаний о немедленной посадке (LAND ASAP) при такой неисправности.

Для сравнения, отказ двух гидросистем (например, желтой и зеленой) уже является серьезной ситуацией, приводящей к потере реверса и ограничению торможения. В этом случае в QRH появляются специальные таблицы для расчета необходимой длины пробега.

Выводы

На основании анализа конструкции Airbus A320 и официальных процедур можно сделать вывод, что отказ только зеленой гидравлической системы, по имеющейся информации, не создавал непосредственной угрозы безопасности полета и не должен был препятствовать посадке в аэропорту Омска. Именно это несоответствие между техническими возможностями лайнера и решением экипажа уйти на запасной аэродром вызывает вопросы у авиационных специалистов.

Окончательные выводы можно будет сделать только после завершения официального расследования, которое установит все обстоятельства и причины принятия решений в кабине экипажа. Отдельного уважения заслуживают бортпроводники, которые в экстремальных условиях организовали эвакуацию пассажиров в поле.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Сельхозавиация.