Катастрофа иранского Boeing 747: как удар молнии привел к взрыву и гибели самолета в 1976 году

От пассажирского лайнера к военному транспорту

В сентябре 1970 года новенький Boeing 747 совершил свой первый полет и вскоре начал перевозить пассажиров для авиакомпании Trans World Airlines. Однако в октябре 1975 года его карьера резко изменилась: самолет отправили на капитальный ремонт в Канзасе, где его переоборудовали в грузовую модификацию, оснастив большой грузовой дверью на левом борту. После смены бортового номера лайнер был продан Имперским военно-воздушным силам Ирана, где стал выполнять военно-транспортные задачи.

Боинг 747 Имперских ВВС Ирана

Роковой рейс в грозу

9 мая 1976 года этот самолет выполнял рейс из Тегерана на американскую авиабазу Макгуайр в Нью-Джерси с плановой остановкой в Мадриде. На его борту находились 10 членов экипажа и 7 пассажиров. После полной заправки, составившей более 115 тонн топлива, лайнер вылетел из Ирана и взял курс на Испанию.

В районе 15:15 по местному времени экипаж вышел на связь с мадридским диспетчерским центром, сообщив расчетное время посадки — около 15:40. Диспетчер подтвердил обнаружение самолета на радаре и дал указание следовать за радиомаяком Кастеджон, а также разрешил снизиться до высоты 3000 метров. Над Испанией в тот день бушевал циклон с сильными грозами, но метеослужбы не предупреждали об особо опасных явлениях.

Примерно в 15:30 пилоты сообщили, что из-за непогоды им пришлось отклониться от курса влево. Вскоре они получили разрешение на дальнейшее снижение до 1500 метров и были переведены на связь с диспетчером подхода. Экипаж запросил помощь в обходе грозового фронта, который бушевал прямо на их пути. Диспетчер подтвердил запрос и дал указание развернуться на курс 260 градусов. После этого связь с Boeing 747 прервалась.

Молния, взрыв и потеря управления

Расшифровка записей бортовых самописцев показала, что экипаж осознавал опасность погодных условий, но не проявлял особой тревоги. Примерно в 15:34 кто-то в кабине произнес: «Мы горим». Всего через три секунды после этих слов в самолет ударила молния.

Очевидцы из городка Вальдеморо, заметившие низколетящий лайнер, сообщили, что после удара молнии на левом крыле произошел мощный взрыв. Крыло раскололось на три крупные части, которые затем разлетелись на множество обломков. Параметрический самописец перестал работать, но диктофон продолжал запись. В кабине загорелся сигнал о неисправности автопилота, который вскоре отключился. Пилоты до последнего пытались восстановить управление, но самолет неумолимо падал. Примерно в 15:35, всего через 54 секунды после удара молнии, Boeing 747 врезался в сельскохозяйственное поле и полностью разрушился. Все 17 человек на борту погибли.

Место крушения

Расследование и вероятные причины катастрофы

Расследованием авиакатастрофы занялась комиссия Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB). Специалисты установили, что разряд молнии попал в фюзеляж в районе кабины пилотов и вышел через дефлектор на левой законцовке крыла. Мощный электрический разряд вызвал искру в топливном баке левого крыла, где на тот момент находилось около 11 тонн авиационного керосина. Это привело к возгоранию паров топлива и последующей детонации, мощность которой многократно превысила предельную нагрузку на конструкцию топливного бака.

Взрывная волна была настолько сильной, что повредила силовые элементы крыла, сорвала часть обшивки и нарушила целостность лонжеронов. Аэродинамика крыла была катастрофически нарушена, что в условиях высокой скорости полета и турбулентности от грозы привело к его разрушению. Следователи так и не смогли однозначно определить, что стало главной причиной разрушения крыла — непосредственное воздействие взрывной волны или экстремальные аэродинамические нагрузки из-за потери формы.

Эта трагедия стала одним из самых известных случаев, демонстрирующих разрушительную силу молнии и уязвимость авиационной техники перед стихией, несмотря на все меры предосторожности.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Молния и взрыв.