Киншасская трагедия: как перегруз самолета привел к крупнейшей авиакатастрофе в Африке

8 января 1996 года в небе над Африкой должна была состояться рутинная грузовая операция, но она обернулась одной из самых страшных трагедий в истории авиации. Российский самолет Ан-32Б, арендованный у заирской компании «Африкан Эйр» и эксплуатируемый «Московскими авиалиниями», готовился к рейсу из Киншасы в Каембу в Республике Конго. На борту находился российский экипаж из четырех человек, украинский штурман и заирский сопровождающий груза.

Ан-32Б, аналогичный потерпевшему крушение.

Роковой взлет в центре города

Особенностью аэропорта Киншасы было его расположение практически в центре густонаселенного города. Прямо за торцом взлетно-посадочной полосы ежедневно собирался многолюдный рынок. Утром 8 января самолет был загружен, документы подписаны. В 11:40 командир экипажа начал разбег. Несмотря на то, что через полминуты была достигнута скорость 130 км/ч, а затем и 194 км/ч, носовая стойка шасси упорно не отрывалась от бетона. Самолет, перегруженный сверх нормы, не смог оторваться от земли. На скорости 204 км/ч, через 42 секунды после начала разбега, пилоты осознали, что взлет невозможен, но предпринятая попытка прервать взлет была уже запоздалой.

Катастрофа на рынке

Не сумев остановиться, самолет на огромной скорости выкатился за пределы ВПП. Он пробил ограждение, врезался в бетонный бруствер дренажной канавы и, поднявшись в воздух, рухнул прямо на переполненный людьми рынок. Неуправляемая машина пронеслась по торговым рядам около 240 метров, сметая палатки и нанося страшные травмы находившимся там людям. Остановился самолет, лишь врезавшись в постройки. Мгновенно вспыхнул пожар, усугубивший последствия.

Место катастрофы после трагедии.

Чудом из шести человек на борту выжили пятеро, погиб только бортинженер. Основной удар пришелся по мирным жителям на рынке. По официальным данным, катастрофа унесла жизни 297 человек на земле, еще 253 получили ранения различной степени тяжести.

Обратите внимание: Если пассажиру стало плохо. Действия пилота. История из жизни.

Количество жертв было настолько велико, что городские больницы не смогли справиться с наплывом пострадавших. Многие тела были обезображены до неузнаваемости, что позволило опознать лишь 66 погибших. Разъяренная толпа едва не линчевала выживших пилотов на месте — их спасло только своевременное прибытие полиции.

Расследование и причины трагедии

Расследование, в котором участвовали специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Минтранса России, выявило целый комплекс грубейших нарушений и системных сбоев:

1. Авиакомпания «Московские авиалинии» осуществляла полеты нелегально: ее лицензия была официально отозвана еще 4 января, за четыре дня до катастрофы, и экипаж об этом знал.
2. Процесс загрузки и критически важный контроль центровки груза были полностью пущены на самотек.
3. У членов экипажа истек срок проверки техники пилотирования, что ставило под вопрос их профессиональную готовность.
4. Пилоты, зная о значительном превышении взлетной массы, все же предприняли попытку взлета, нарушив базовые инструкции по безопасности.
5. Несвоевременное и ошибочное решение об отмене взлета привело к выкатыванию за пределы полосы, а расположение рынка в непосредственной близости от аэропорта превратило аварию в катастрофу с колоссальными человеческими жертвами.

Рынок у взлетной полосы в Киншасе. Урок, судя по всему, не был усвоен.

Главной технической причиной катастрофы был признан взлет с массой, значительно превышающей максимально допустимую. По разным оценкам, самолет был перегружен на 2–7 тонн при норме в 27 тонн. Ответственность за это лежит на всей цепочке: на авиакомпании «Московские авиалинии», работавшей без лицензии, на компании «Африкан Эйр», допустившей перегруз, и, наконец, на экипаже, который пошел на осознанный риск.

Последствия и память

Несмотря на усилия российских дипломатов, власти Заира не пошли на полноценное сотрудничество в расследовании. Спустя пять месяцев суд приговорил командира воздушного судна Николая Казарина и второго пилота Андрея Гуськова к двум годам лишения свободы. Остальные члены экипажа смогли вернуться в Россию. Российская сторона выплатила символическую компенсацию в размере около 20 тысяч долларов на помощь пострадавшим и семьям погибших.

Эта катастрофа вошла в печальную историю как крупнейшая по числу жертв на земле, а также как самая масштабная авиакатастрофа в истории континентальной Африки и российской гражданской авиации. Она стала мрачным напоминанием о том, к каким последствиям приводит пренебрежение правилами безопасности, жадность и человеческая халатность в такой ответственной сфере, как авиация.

«Расследование авиакатастрофы» в Telegram

https://t.me/rumayday/

[мин]АвиацияСамолетАэропортАвиакатастрофаГражданская авиацияАварияПилотАфрикаАвиакатастрофаБольшие расстоянияОтрицательные 6 Поддерживающие эмоции

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Взяли лишнее на борт: история о крупнейшей катастрофе.