Мне позвонили с работы и попросили быстро занять рейс из Новосибирска в Омск. Омский борт зацепил птицу на закате, и его пришлось заменить. В это время я сидел с девушкой в кинотеатре. Был выходной, а я как раз переучился с Ан-24 на Airbus A320, был вторым пилотом, и отказываться от самолета было глупо.
Я бросился на работу, встретил командира в штурманской рубке. Я был удивлен, что мне пришлось лететь с обычным КВС, а не с инструктором. Я не имел права летать со штатным командиром, и начальство об этом знало. Но у нас так: нельзя, а если очень надо, то можно.
Бежим к самолету и на скорую руку готовим салон. Самолет без пассажиров. Порядок я пока толком не знаю, первый месяц летаю, а тут командир: "Да ладно, чего ты сидишь, проси разрешения стрелять!"
Перед началом прочтите контрольный список.
Чек-лист представляет собой таблицу вопросов и ответов, проверяющую выполнение жизненно важных действий на разных этапах полета
Я читаю:
-Двери/окна?
Капитан проверяет красный индикатор на ручке своего окна, показывающий, что оно закрыто, а затем смотрит на мой индикатор. Я делаю то же самое.
-Закрывать
-Закрывать
Завел, пошел на полосу.
- На предварительном альфа-тесте, полоса 25, готова к взлету.
-Занимайте представительский 25-й взлет, счастливого полета!
Включаю фары, командир переводит двигатели в пусковой режим. Начинаем разбег, скорость увеличивается, вы пробегаете глазами по приборам.
Доклад: "100 узлов!"
И тут мое окно с диким грохотом летит обратно в открытое положение! Ветер рвёт рубашку, вещи, бумаги летают по салону, высасывают их из окна! Оглушительный рев моторов, которого я никогда раньше не слышал!
Я бросаюсь к ручке окна, она отступает. От резкого движения лямки блокируются и дотянуться не могу. Адреналин зашкаливает, лицо трепещет, как у парашютиста! Я рванул с такой силой, что левая лямка соскочила с плеча, порвала рукав.
Он схватился за ручку, но окно не закрывается! Проклятие! Там же еще скобу зажимать надо! Баба, закрыто!
В этот момент шеф молча тянет ручку на себя, скорость около 300 км/ч, и мы взлетаем...
Я посмотрел на командира, его лицо ничего не выражало, как будто он смотрел скучный фильм воскресным вечером.
Он только отдавал молчаливые команды: "Убрать шасси, закрылки 3,2,1.., доложить диспетчеру..."
Всю дорогу до поезда мы летели молча. Я весь мокрый от пота, руки трясутся, не могу нажать на кнопки. Я думаю: "Что теперь будет..."
Капитан медленно расстегивает ремень, смотрит на мою рваную рубаху, на красно-синее плечо и говорит: "Ну, Михась, теперь давай прочитаем как следует чек-лист, а не нахуй. Что?"
Я запомню это на всю оставшуюся жизнь. Мне был 21 год. Я никогда не отвечал на чек-лист формально, для галочки, но тщательно проверял каждое действие. И требовал этого только от вторых пилотов.
Даже если вы забыли все сделать в кабине, вы останетесь в живых после выполнения чек-листа.
С того случая прошло много лет, но каждый раз, когда я запускаю двигатели и слышу рев моторов, моя голова автоматически поворачивается к окну, чтобы проверить, на месте ли красный индикатор.
С вами был пилот Миша из рок-группы SAHALIN. Кстати, у меня вышел новый альбом, послушать его можно по ссылке: https://zvonko.link/SAHALINDavaiUletim
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь, впереди много интересного😉
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Как я перед взлётом забыл окно закрыть.