Лётчик 85-го гвардейского истребительного авиационного полка делится яркими воспоминаниями о переходе с устаревшего МиГ-23М на новейший истребитель МиГ-29, который произошёл в 1986 году. Этот рассказ — не просто техническая история, а личный опыт, наполненный эмоциями и профессиональными наблюдениями.
Прощальный полёт на ветеране
Мой последний полёт на МиГ-23М состоялся 21 апреля. В лётной книжке осталась странная запись: маршрутный полёт за облаками с тремя подвесными баками. Почти два часа я провёл в воздухе, прощаясь с этой «махолой». До сих пор не совсем понимаю цель того задания — возможно, это была проверка расхода топлива перед передачей самолёта из части? Мы никогда раньше не летали с тремя баками. Это был своеобразный ритуал прощания с машиной, на которой было налетано немало часов.

МиГ-23 с тремя подвесными баками — редкая конфигурация для прощального полёта.
Я даже не помню, как именно МиГ-23М покидали наш аэродром и кто их забирал. Меня к этому процессу не допустили. Не запомнил я и того, кто доставил нам новые МиГ-29. Но момент, когда первая партия новых машин эффектно пронеслась над взлётной полосой, забыть невозможно. Весь личный состав заволновался. Самолёт был настоящим красавцем, и его вид никого не оставлял равнодушным. Нам, пилотам, давно был нужен такой современный истребитель для защиты западных рубежей. Меня лишь слегка смутило отсутствие привычных ИСКР (искровых зажиганий) — летать предстояло без них. Но в этом была своя прелесть и новый опыт. К счастью, режимы предпосадочного планирования у МиГ-29 оказались очень похожи на старые, что сильно облегчило переучивание. А вот тонкости управления на глиссаде, работа с мощностью двигателей и новая, более высокая кабина с улучшенным обзором — всё это предстояло освоить на практике. Ждать первого вылета было нестерпимо.
Первые впечатления и подготовка
Первыми на новых машинах своим ходом поднялись командир полка и его заместитель. Их восторженные отзывы о поведении самолёта, его тяге, скороподъёмности и манёвренности зажгли искру в глазах у всех остальных пилотов и разожгли нетерпение поскорее самим сесть за штурвал современного истребителя.
Моя очередь настала 7 мая. К этому моменту была пройдена серьёзная теоретическая подготовка в Липецке, результаты которой по аэродинамике, конструкции, двигателям и вооружению были занесены в лётную книжку. Допуск к полётам я получил на основании приказа командира после сдачи всех зачётов по наземной подготовке в полку.
Перед самостоятельным вылетом командир полка проверил меня на спарке МиГ-23УБ. В этой процедуре была некоторая нелепость: опытного лётчика, имеющего за плечами множество вылетов, снова проверяли на устаревшем учебном самолёте. Что я мог там показать, чтобы не быть допущенным к новому боевому истребителю? Непонятно. Но таков был установленный для всех порядок, независимо от стажа.

Учебно-боевой МиГ-23УБ, на котором проходила проверка перед допуском к МиГ-29.
Мы выполнили полёт на спарке по программе сложного пилотажа. После посадки командир, основываясь уже на своём опыте, дал несколько ценных советов о поведении новой машины на взлёте и при заходе на посадку, ободряюще похлопал по плечу и сказал: «Давай, лети». И я поспешил к своей новой машине.
Первый самостоятельный вылет на МиГ-29
Конечно, присутствовала лёгкая, возбуждающая дрожь, но она исчезла сразу после запуска двигателей. Остались лишь сосредоточенность и жгучее любопытство. Я впитывал новые звуки, вибрации, тактильные ощущения от рукояток управления. Уже при выруливании со стоянки почувствовал, что самолёт после отпускания тормозов катится бодрее. А на взлёте возникло ощущение, будто сидишь на балконе — настолько разительно вид из кабины МиГ-29 отличался от тесного обзора в МиГ-23М.

Взлёт выполнялся на максимальном бесфорсажном режиме. Этой мощности хватило, чтобы оторваться на дистанции, привычной для МиГ-23М. Мысленно прикинул: а каков же будет разгон на полном форсаже! Когда меня вдавило в кресло от стремительного разгона, стало ясно, что с форсажем на взлёте нужно быть осторожнее. После отрыва машина так бодро рванула вверх, что я едва успел убрать шасси и закрылки. Быстрее обычного набрав высоту и выйдя в зону, я выставил штатный режим работы двигателей. Управление ими одной ручкой РУД оказалось невероятно простым. Самолёт шёл в воздухе уверенно, но при этом легко и точно откликался на движения ручки. Управлять им было гораздо легче, чем тяжёлым «маховиком» МиГ-23.
Освоение в зоне и первые манёвры
Погода в тот майский день была идеальной — солнечно и безоблачно. Настоящий праздник в честь моего первого вылета! Задача стояла простая: выполнить элементарный пилотаж в зоне — виражи, горки, спирали.
Самолёт легко и послушно входил в вираж, позволяя без усилий держать заданный крен и тангаж. Пришлось привыкать только к работе с двигателями: на малейшее движение РУД они отзывались мгновенным увеличением тяги. Мощность и приёмистость были впечатляющими. Хорошо, что я тщательно изучил режимы перед полётом и чётко знал, какие обороты выдерживать при выполнении фигур. Пока что я просто выставлял нужные показания на тахометрах и запоминал, как корректировать работу двигателей, чтобы удержать заданный режим полёта.

Лёгкость в управлении напомнила мне МиГ-17, на котором мы летали в училище. Эх, соединить бы манёвренность «семнадцатого» с тягой «двадцать девятого» и мощью его пушечного вооружения! Но времена меняются: теперь основой вооружения стали «умные» ракеты.
Заход на посадку и итоги
На обратном пути из зоны я попробовал поработать педалями, покидал самолёт из стороны в сторону. Два руля направления срабатывали чётко и эффективно.
Самым волнительным моментом стал заход на посадку. Самолёт отлично планировал, просто нужно было привыкнуть к новой скорости. Чтобы не ошибиться с мощной тягой двигателей, я перемещал РУД плавно, по одному сантиметру. Расчётная скорость выдерживалась легко.
Посадка прошла успешно. Я попал в зону точного приземления мягко, без единой подсказки с земли. Первый полёт на новом самолёте, да ещё и без инструктора в второй кабине, — и такой результат. Я был доволен и собой, и, конечно, самолётом. Это была настоящая мечта пилота-истребителя. В его выдающейся манёвренности и управляемости сомнений не осталось. Оставалось только оценить работу прицельного комплекса, но я был уверен, что и он меня не разочарует. Всё-таки это был истребитель уже четвёртого поколения, открывавший новые горизонты.
Дзен 13 пилот
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Прощай МиГ-23М!.