Почему мягкая посадка самолета может быть опасна: роль датчиков компрессии шасси

Хочу дополнить тему о том, почему пилотам не рекомендуется выполнять излишне мягкую посадку самолета. Удивительно, но автор оригинального поста не упомянул одну из ключевых причин — работу датчиков компрессии (обжатия) стоек шасси. Эти датчики критически важны для активации системы реверса двигателей — основного средства торможения самолета после касания полосы. Также в торможении участвуют воздушные тормозные щитки и тормоза колес, но их вклад вторичен.

Как работает система безопасности

Современные самолеты оснащены сложными системами безопасности. В полете реверсивное устройство двигателей заблокировано, чтобы предотвратить его случайную активацию в воздухе. Для разблокировки и возможности задействовать реверс шасси должно быть достаточно обжато. Это происходит либо под весом самолета (при достаточной загрузке), либо от ударной нагрузки при посадке. Также существует возможность ручной разблокировки, но это аварийная процедура.

Обратите внимание: Ответ на пост «Почему грузовые дирижабли не стали коммерчески успешны?».

Трагический пример: катастрофа во Внуково в 2012 году

Наглядной иллюстрацией этой проблемы стала авиакатастрофа, произошедшая в аэропорту Внуково в декабре 2012 года.

Причиной трагедии стал именно отказ датчика компрессии. Этому способствовали два фактора: малый вес самолета (это был перегонный рейс без пассажиров и с почти пустыми топливными баками) и чрезмерно мягкая, «бархатная» посадка. В результате, после касания ВПП, когда пилоты перевели рычаги управления двигателями в положение максимального реверса (напомним, реверс работает за счет перенаправления потока выхлопных газов двигателя вперед, создавая обратную тягу), створки реверса не открылись. Вместо торможения самолет начал разгоняться.

Последовавшая за этим цепочка ошибок экипажа, включая неприменение ручной разблокировки реверса, привела к тому, что самолет на скорости около 190 км/ч выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. От столкновения с ограждением лайнер разрушился на три части и выкатился на Киевское шоссе. В этой катастрофе погибли пять из восьми членов экипажа.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Ответ на пост «Почему пилотам запрещено мягко сажать самолет».