Решение о судьбе будущего основного лёгкого танка Красной Армии было принято 13 февраля 1931 года. В этот день Реввоенсовет СССР постановил взять на вооружение английскую машину Vickers Е, присвоив ей индекс Т-26, и развернуть её массовое производство. Первоначально гигантский заказ на 13800 единиц ежегодно планировалось разместить на строящемся Сталинградском тракторном заводе (СТЗ).
Однако из-за того, что СТЗ ещё не был готов, производство пришлось организовать в Ленинграде. Сначала танки собирали на заводе «Большевик», а позже для этих целей был выделен специализированный Завод № 174 имени К. Е. Ворошилова. Именно здесь, в Ленинграде, и была выпущена основная часть — около 12000 машин — всех Т-26.
Танк Т-26
Эволюция вооружения: переход к мощной 45-мм пушке
Конструкция Т-26 постоянно совершенствовалась. Знаковым событием стала разработка в начале 1933 года инженерами завода № 174 спаренной установки, объединявшей 45-мм пушку и пулемёт. После успешных испытаний в марте того же года было принято судьбоносное решение: перейти на выпуск однобашенной модификации Т-26, вооружённой этим мощным для лёгкого танка орудием.
Основой огневой мощи однобашенных Т-26 стала 45-мм нарезная полуавтоматическая пушка 20-К (образца 1932 г., а позже — модернизированного варианта 1932/34 гг.). Важно отметить, что полуавтоматика работала в полной мере только с бронебойными снарядами, в то время как при стрельбе осколочными снарядами некоторые операции (открытие затвора, извлечение гильзы) приходилось выполнять вручную. Тем не менее, практическая скорострельность орудия оставалась высокой и составляла от 7 до 12 выстрелов в минуту.
Пушка танка Т-26
Орудие вместе с пулемётом монтировалось на цапфах в лобовой части башни. Наводка по горизонтали осуществлялась поворотом всей башни с помощью винтового механизма, который имел две скорости. Вертикальная наводка в диапазоне от -6 до +22 градусов производилась секторным подъёмным механизмом, что позволяло эффективно поражать как наземные, так и низколетящие цели.
Средства связи и роль на поле боя
Первоначально единственным средством внешней связи на двухбашенных Т-26 была флажковая сигнализация. Ситуация начала меняться с осени 1933 года, когда на часть однобашенных машин, получивших индекс Т-26РТ, стали устанавливать радиостанции 71-ТК-1. Радиофицировались в первую очередь танки командиров подразделений, а также некоторые линейные машины. Дальность связи в телефонном режиме достигала 15-30 км, а в телеграфном — до 40 км, что значительно повышало управляемость подразделений.
Тактически Т-26 классифицировался как танк поддержки пехоты. Его основными задачами были уничтожение вражеских пулемётных гнёзд, артиллерийских орудий и живой силы. При этом его 45-мм пушка на начало войны была более чем достаточна для борьбы с лёгкой бронетехникой вермахта, такой как немецкие Pz.Kpfw. I и II или чешский Pz.Kpfw. 38(t).
Обратите внимание: Советский средний премиум танк 8 уровня "Объект 274а" - коротко о самом главном!.
Слабости и причины высоких потерь в 1941 году
Главным уязвимым местом Т-26 была его противопульная броня, которая не спасала даже от бронебойных винтовочных пуль на близких дистанциях. К 22 июня 1941 года в Красной Армии всё ещё насчитывалось около 10 тысяч этих машин. Их низкая эффективность в первые месяцы войны часто объясняется слабым бронированием и невысокой подвижностью.
Однако современные историки приходят к выводу, что основные причины катастрофических потерь были небоевого характера. Внезапное начало войны привело к организационному коллапсу: не был призван инженерно-технический персонал, в войска не поступили положенные эвакуационные тягачи и заправщики. В результате множество исправных Т-26 было брошено на маршах из-за поломок или полного израсходования топлива.
Танки на войне
Таким образом, ключевой проблемой стала не конструкция танка, а катастрофические failures в управлении и логистике. Там, где снабжение было налажено, а экипажи имели боевой опыт, Т-26 вполне успешно противостоял немецким лёгким танкам, зачастую превосходя их по мощи вооружения.
#т-26 #танк т-26 #ссср #великая отечественная война #1941-1945 #военные годы #легкий танк #история #красная армия
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Т-26 лёгкий советский танк.