10 августа 2005 года над Таллиннским заливом была пасмурная, прохладная погода, шел небольшой дождь. Это не стало препятствием для регулярного рейса из Таллинна в Хельсинки. Полет на вертолете С-76 конструкции Сикорского обещал быть коротким — всего 18-20 минут. Пассажиры в толпе из 12 человек удобно расположились на своих местах, винтокрыл под управлением опытного командира и второго пилота поднялся в небо и взял курс на Хельсинки.
Тот же вертолет 2001 г
Впереди был путь длиной 80 км до места назначения и акватория Балтийского моря с несколькими островами по пути. При выходе из зоны контроля Таллиннского аэропорта вертолет сумел развить скорость 241 км/ч и высоту 365 м над уровнем моря. Однако через три минуты после взлета винтокрыл внезапно потерял управление. Вертолет вильнуло влево, а затем, через несколько секунд, быстро начало вращаться вправо, все больше и больше заваливалось на правый берег и падало. Через 33 секунды вертолет столкнулся с водной поверхностью недалеко от острова Аэгна.
Надувные аварийные баллоны (баллоны) не сработали, так как не были рассчитаны на столь быстрое падение, и вертолет с 14 людьми на борту очень быстро затонул. При этом аварийный компас по неизвестным причинам не работал. В момент этих трагических событий, разворачивавшихся в небе над заливом, авиадиспетчер Таллиннского аэропорта заметил на экране радара изменение направления полета вертолета и резкую потерю высоты, после чего след самолета исчез. Они были немедленно уведомлены. Кроме того, несколько свидетелей на берегу видели, как вертолет рухнул в воду.
Сразу же была начата поисково-спасательная операция. Поиски осложнялись плохой погодой — высота волн на месте аварии достигала 1 метра. Однако тела всех погибших и обломки вертолета удалось поднять из воды.
Подъем мусора
Среди погибших есть жители Эстонии, Финляндии и США. Среди них были жена руководителя Эстонской кондитерской фабрики и его сестра (сам руководитель в самолет не прилетел из-за нехватки мест в вертолете). Среди пассажиров были также пятеро высокопоставленных сотрудников Финского центра охраны труда и Центрального союза профсоюзов (они вернули билеты на паром, рейс которого был отменен из-за напряженности, но прилетел, потому что были срочные дела на работа). Двое американских граждан возвращались из Эстонии со свадьбы.
Для расследования катастрофы была создана международная комиссия. Поскольку вертолет был произведен в США, в расследовании участвовал Национальный совет по безопасности на транспорте США. Изначально комиссия выдвинула три версии произошедшего: плохие погодные условия, техническая неисправность вертолета и теракт. Последняя версия была быстро отвергнута.
Расшифровка бортового журнала показала, что за 35 секунд до крушения пилоты пытались подать сигнал бедствия (SOS). «Давайте немного увеличим скорость», — сказал командир незадолго до падения. Затем последовал громкий крик и шум, затем три немых «майских». До столкновения с водой вертолет успел сделать 13 кругов вправо. — У нас оторвался хвост? — спросил второй пилот. Это была последняя узнаваемая фраза.
12 сентября 2005 г комиссия опубликовала предварительный отчет, в котором исключены наиболее возможные физические повреждения до того, как вертолет упал в воду. Зафиксировано, что вертолет технически исправен, метеоусловия удовлетворительные, экипаж имеет все необходимые навыки для управления вертолетом. Вскрытие тел погибших показало, что причиной их смерти стало утопление. Также не было обнаружено признаков диверсии, следов возгорания, нападения птиц. Двигатели работали до столкновения. В качестве основной причины приводилось нахождение самолета в аварийной ситуации, вызвавшей значительные отклонения параметров полета вертолета от штатных, в результате чего он совершил неуправляемое падение.
Самолет разбился в 2002 году
После их исследования была дана срочная рекомендация о «немедленной визуальной и лабораторной проверке» сервопривода несущего винта на наличие различных загрязнений. Производитель вертолета отверг возможность того, что сервопривод был причиной крушения. Эстонская компания Copterline отрицает вину экипажа и возлагает вину на производителя вертолета. В дальнейшем имели место суды, которые производитель проиграл. Впоследствии Copterline обанкротилась.
Окончательный отчет о катастрофе был опубликован 11 августа 2008 года. Причиной крушения вертолета стало самопроизвольное срабатывание переднего сервопривода несущего винта и последующая потеря управления. Это было облегчено путем ослабления части покрытия одного из двух поршней в сервоприводе, который блокировал один из клапанов. В результате произошло резкое изменение угла установки лопастей несущего винта, ставшее фатальным для самолета.
«Расследование авиакатастрофы» в Telegram
https://t.me/rumayday/
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Внезапное падение в Таллинском заливе.