Почему идеально мягкая посадка самолета нежелательна и даже запрещена

Вопреки распространенному мнению пассажиров, идеально мягкое приземление самолета — не всегда показатель высшего пилотажа. Иногда за него даже могут сделать замечание. Особенно ярко это проявляется на рейсах, полных детей, летящих на юг, где жесткая посадка с характерным толчком часто встречается радостными визгами, которые порой доносятся даже до кабины пилотов.

Посадка с ощутимой перегрузкой, например, в 1.5G, может вызвать такой восторг у юных пассажиров, что это становится частью «шоу».

Нормативы посадочной перегрузки

В авиации существуют четкие нормативы, по которым оценивается качество посадки. Они измеряются в единицах вертикальной перегрузки (G) и делятся на классы:

  • Класс 5 (отлично): перегрузка от 1.2G до 1.4G.

  • Класс 4 (хорошо): перегрузка от 1.5G до 1.6G.

  • Класс 3 (удовлетворительно): перегрузка от 1.7G до 1.8G.

  • Класс 2 (неудовлетворительно): перегрузка менее 1.2G или более 1.8G.

Таким образом, согласно руководствам по летной эксплуатации, посадка, которая пассажирам кажется слишком мягкой (менее 1.2G), формально считается неудовлетворительной.

Контроль и оценка посадки

На каждом самолете установлен специальный датчик, который фиксирует вертикальную перегрузку в момент касания ВПП. Обычно пилот, который управлял самолетом при посадке, после руления считывает эти данные с бортового самописца для записи в документацию.

Типичный диалог в кабине после приземления может звучать так:

— Ну, как там?

— 1.5G. По ощущениям сели мягко...

— Это потому что ты немного потянул штурвал перед касанием, и автоматика это скомпенсировала. Ничего, это четверка (хорошо)! Пойдем, автобус ждет.

Важно отметить, что и чрезмерно жесткая посадка (перегрузка более 2G) недопустима, так как создает риск повреждения конструкции самолета: фюзеляжа, шасси, узлов крепления крыла и двигателей.

Такие инциденты подлежат расследованию, пилоты пишут объяснительные и могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям, вплоть до перевода на другие типы работ.

Почему «слишком мягко» — это плохо?

Современные авиалайнеры — это сложные комплексы с множеством автоматических систем. Датчики, фиксирующие момент посадки, напрямую связаны с критически важными функциями:

  • Активация тормозов колес шасси.

  • Включение реверса тяги двигателей.

  • Выпуск спойлеров (воздушных тормозов).

  • Изменение логики работы систем давления в кабине и автопилота.

Чтобы все эти системы своевременно и правильно сработали, самолет должен четко «понять», что он приземлился. Для этого требуется уверенный контакт с ВПП, который создает перегрузку не менее 1.2G. Если посадка будет излишне нежной, срабатывание систем может задержаться на драгоценные секунды, что сокращает эффективную длину пробега.

Особые погодные условия

В некоторых ситуациях жесткая посадка является не просто нормой, а необходимостью:

В дождь: требуется более сильный удар колес о полосу, чтобы продавить водяную пленку и избежать опасного эффекта аквапланирования, когда самолет (как и автомобиль на высокой скорости) теряет сцепление с дорогой и становится неуправляемым.

При сильном боковом ветре: уверенная посадка с хорошей перегрузкой обеспечивает максимальное сцепление колес с бетоном, помогая удержать самолет на оси взлетно-посадочной полосы.

Психология пилота и профессиональная гордость

Несмотря на технические требования, многие пилоты, особенно в постсоветском пространстве, по-прежнему стремятся к максимально мягкой посадке. Для них это вопрос профессиональной гордости и уважения к пассажирам, которым некомфортно от резкого толчка.

Рассуждают они примерно так: «Автоматика в любом случае сработает... А если что — поможем вручную. Главное — нежно «поцеловать» землю, чтобы пассажиры оценили мастерство. Конечно, при идеальных погодных условиях».

После такой посадки пилот едет в отель с чувством выполненного долга. В противном случае его может мучить бессонница и мысли: «Надо было раньше сбросить газ... И чуть-чуть подтянуть...»

Таким образом, идеальная посадка — это всегда баланс между требованиями безопасности, инструкциями, погодными условиями и профессиональным мастерством пилота, направленным на комфорт пассажиров.

С вами был летчик Миша, лидер рок-группы «САХАЛИН». Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь, впереди много интересного. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите мой канал. Спасибо!

Обратите внимание: Ответ на пост «Почему грузовые дирижабли не стали коммерчески успешны?».

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Почему пилотам запрещено мягко сажать самолет.