Трагедия над Таллинским заливом: расследование катастрофы вертолета Copterline в 2005 году

10 августа 2005 года погода над Таллинским заливом была типичной для Балтики: пасмурно, прохладно и моросил дождь. Несмотря на это, регулярный рейс компании Copterline из Таллина в Хельсинки на вертолете Sikorsky S-76C был выполнен по расписанию. Полёт, который должен был занять не более 20 минут, начался штатно. На борту находились 12 пассажиров и два члена экипажа — опытные пилоты. Вертолёт взлетел и взял курс через залив.

Вертолет Sikorsky S-76, аналогичный разбившемуся, 2001 год.

Необъяснимое падение

Пройдя около 80 км и выйдя из зоны контроля аэропорта, воздушное судно набрало крейсерскую скорость 241 км/ч и высоту 365 метров. Однако спустя всего три минуты после взлёта произошло нечто неожиданное. Вертолёт резко качнуло влево, а затем он начал неконтролируемое вращение вправо с увеличивающимся креном. Всего через 33 секунды после начала аварийной ситуации машина врезалась в воду недалеко от острова Аэгна и почти мгновенно затонула.

Спасательные надувные баллоны не успели сработать из-за стремительности падения, а аварийный маяк не передал сигнал. Авиадиспетчеры заметили на радаре резкое изменение траектории и исчезновение метки, а несколько очевидцев с берега стали свидетелями самого падения. Мгновенно была начата масштабная поисково-спасательная операция.

Подъем обломков вертолета со дна залива.

Жертвы трагедии и начало расследования

Несмотря на сложные условия — волны высотой до метра — спасателям удалось поднять тела всех 14 человек на борту и основные обломки. Среди погибших были граждане Эстонии, Финляндии и США. Трагедия унесла жизни жены и сестры руководителя эстонской кондитерской фабрики, пяти высокопоставленных финских профсоюзных деятелей, которые летели на срочные переговоры вместо отменённого парома, и двух американцев, возвращавшихся со свадьбы.

Для расследования была создана международная комиссия с участием эстонских, финских и американских экспертов (Национальный совет по безопасности на транспорте США, поскольку вертолет был американского производства). Изначально рассматривались три версии: погодные условия, техническая неисправность и теракт, причём последняя была быстро исключена.

Загадка «чёрного ящика»

Расшифровка данных бортового самописца добавила драматизма, но не прояснила причин. За 35 секунд до падения пилоты попытались передать сигнал бедствия. В последние мгновения слышны слова командира: «Давайте немного увеличим скорость», затем крики, шум и три обрывочных сигнала «Мэйдей». Вертолет совершил 13 неуправляемых витков вправо. Последней чёткой фразой в записи стал вопрос второго пилота: «У нас оторвался хвост?»

Предварительный отчёт, опубликованный 12 сентября 2005 года, поставил экспертов в тупик. Было установлено, что вертолет был исправен, погодные условия — в пределах нормы, а экипаж — квалифицирован. Причиной гибели людей стало утопление. Не было найдено следов пожара, столкновения с птицами или диверсии. Двигатели работали до самого удара о воду. Комиссия констатировала попадание в «аварийную ситуацию», вызвавшую отклонение параметров полёта, но её природа оставалась загадкой.

Вертолет Sikorsky S-76, потерпевший аварию в 2002 году (иллюстрация).

Долгий путь к истине

В ходе расследования внимание сосредоточилось на сервоприводе управления несущим винтом. Комиссия рекомендовала срочно проверить эти узлы на загрязнения. Производитель, компания Sikorsky, категорически отвергал возможность неисправности сервопривода. Эстонский авиаперевозчик Copterline, в свою очередь, настаивал на техническом дефекте машины и невиновности экипажа. Последовали многолетние судебные разбирательства, которые в итоге выиграли родственники погибших, а компания Copterline впоследствии обанкротилась.

Окончательный отчёт расследования был опубликован только 11 августа 2008 года, спустя три года после трагедии. Выводы были однозначны: причиной катастрофы стало самопроизвольное срабатывание переднего сервопривода несущего винта, приведшее к полной потере управления. Расследование установило, что из-за ослабления покрытия на одном из поршней сервопривода произошло блокирование клапана. Это вызвало резкое и фатальное изменение угла установки лопастей несущего винта, с которым пилоты не смогли справиться.

«Расследование авиакатастрофы» в Telegram

https://t.me/rumayday/

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Внезапное падение в Таллинском заливе.