Starliner в тупике: Boeing откладывает пилотируемый полёт из-за критических проблем с безопасностью

Ситуация с космическим кораблём Starliner компании Boeing принимает новый драматический оборот. Запуск первой пилотируемой миссии, запланированный на 21 июля, был отменён в самый последний момент. Причина — выявление серьёзных проблем, напрямую угрожающих безопасности экипажа.

Причины отмены: парашюты и пожарная опасность

Как сообщили представители Boeing Space, непосредственным поводом для переноса послужили данные испытаний парашютной системы. Поставщик парашютов обнаружил, что запас прочности системы ниже требуемого. Инженерный анализ показал, что мягкие соединители строп, изготовленные из ткани, могут не выдержать нагрузки. В штатной ситуации это не стало бы проблемой, однако система Starliner рассчитана на безопасное приземление даже при отказе одного из трёх парашютов. Новые данные свидетельствуют: если один парашют не раскроется, повышенная нагрузка на оставшиеся два может привести к разрыву их строп, что ставит под угрозу всю миссию.

Вторая выявленная проблема носит не менее тревожный характер. В ходе подготовки корабля обнаружилось, что десятки метров стекловолоконной ленты, используемой для защиты жгутов проводов от износа, обладают высокой горючестью. При определённых условиях во время полёта эта лента может легко воспламениться, создавая прямую угрозу для корабля и экипажа.

Кроме того, в процессе подготовки к заправке топливом инженеры вновь столкнулись с уже знакомой проблемой — неисправным «залипшим» клапаном, который пришлось заменить. Неполадки с клапанами стали хронической «болезнью» для Starliner.

Вопросы к качеству и срокам

Особенно настораживает тот факт, что обе ключевые проблемы были обнаружены лишь накануне важнейшего полёта, хотя сам корабль уже совершил беспилотный испытательный полёт (миссия ОФТ-2) год назад. Для их устранения потребуется частичная разборка аппарата. Это вновь поднимает острые вопросы о качестве контроля со стороны Boeing и NASA в процессе предполётной подготовки, а также о возможном стремлении любой ценой ускорить запуск, пренебрегая тщательными проверками.

Финансовые и репутационные потери

Новая задержка усугубляет и без того сложное положение Boeing. Компания уже понесла убытки в размере 883 миллионов долларов по программе Starliner. При этом Boeing получил большую часть контрактных средств NASA — 4,2 миллиарда долларов. Если компания откажется от выполнения шести запланированных пилотируемых миссий, ей, вероятно, придётся вернуть часть этих денег. Однако затраты на устранение текущих проблем и проведение новых испытаний могут оказаться настолько высокими, что даже угроза финансовых санкций со стороны NASA не сделает продолжение программы экономически целесообразным.

Несмотря на это, руководство Boeing публично отрицает возможность закрытия программы. Марк Наппи, вице-президент и руководитель программы Starliner, заявил, что серьёзных дискуссий на эту тему не ведётся, и компания по-прежнему рассчитывает на свой корабль. При этом представитель Boeing отказался комментировать стоимость устранения недавно выявленных неполадок.

Эксперты о ситуации

Абхи Трипати, бывший руководитель миссии SpaceX, отмечает, что проблема с парашютами носит системный характер и может быть вызвана целым рядом причин. Без фундаментального перепроектирования строп существует риск катастрофического отказа сразу двух парашютов. После внесения изменений потребуется новый цикл дорогостоящих и длительных испытаний.

Космический журналист Эрик Бергер, автор книги о программе NASA Commercial Crew, напоминает об историческом контексте: «Примечательно, что Boeing буквально оказался на волоске от выигрыша всех контрактов на пилотируемые миссии НАСА на МКС, и как все тогда считали, что только они могут это сделать...». Сейчас эта уверенность выглядит сильно поколебленной.

Новые даты запуска Starliner пока не определены. Теоретически полёт может состояться до конца года, но для этого Boeing предстоит проделать огромную работу по устранению критических недостатков, восстановлению доверия и, возможно, пересмотру своих подходов к качеству и безопасности.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Незаменимый Шаттл.