Кунсткамера милитариста: шушпанцеры из народа

Доброго времени суток. Увы, вопреки ожиданиям, дискуссии о том, кого еще и как можно скрестить, что бы получилось что-то толковое под прошлым выпуском «Кунсткамеры» не получилось. Но это не повод отказываться от второй, и в ближайшем будущем последней, или, правильнее, крайней, статьи рубрики. Правда, выходит она на два дня позже запланированного. А ведь позавчера был немного грустный и одновременно знаменательный день для большинства шушеводов и шушеведов. А именно, ровно восемнадцать лет и два дня назад покинул этот грешный мир человек, которого, я полагаю, знают не только любители бронетехники. А именно - Марвин Джон Химейер.

И, прежде чем продолжить, сообщаю, в том числе и товарищу майору, что статья создана исключительно в историческом и развлекательном ключе, и не ставит себе целью призывы к нарушению 223 статьи УК РФ. Или аналогичной, в зависимости от вашего географического положения.

KillDozer

Но вернемся к Марвину. Что же такого сделал пятидесяти двух летний американец, что бы надолго остаться в памяти как соотечественников, так и мира вообще? 4 июня 2004 года в 14:30 Марвин вывел свой кустарно бронированный бульдозер Komatsu D355A-3 из гаража и проехался по городку Грэнби, не сильно заморачиваясь с соблюдением правил дорожного движения и разметки. По официальной версии причиной послужил конфликт американца с местным цементным заводом «Mountain Park», который в рамках расширения площади покушался на участок Марвина, планомерно выдавливая его с насиженного места. Чему американец сопротивлялся как мог. Впрочем, дьявол кроется в деталях и при внимательном рассмотрении и сам Химейер оказывается не безгрешен, и истина, как всегда, где-то посередине. Подробности вы с легкостью найдете в сети. Лично меня истоки конфликта интересуют мало. Куда ярче оказался финал: 13 зданий разрушено, включая завод, городскую администрацию, офис местной газеты и дома членов городского совета. Суммарный ущерб составил более семи миллионов долларов, включая сюда и два – непосредственно завода.

Марвин Джон Химейер

Стоит отметить, что к своему дебюту Марвин готовился не менее двух лет, постепенно дорабатывая бульдозер. Бронирование представляло из себя достаточно распространенный «сэндвич», использовавшийся еще хорватами в девяностых, сталь и бетон, толщиной до тридцати сантиметров. Причем часть бронекорпуса Марвин опустил на бульдозер, уже заняв место к кабине, отрезав тем самым себе путь наружу. Обзор обеспечивали мониторы, на которые выводилось изображение с закрепленных снаружи камер. Последние были защищены бронестеклами. А что бы особо хитрые противники не смогли засунуть что-нибудь в выхлопную трубу, бывший аэродромный техник ВВС США закрыл ее решеткой из арматуры. Впрочем, пассивной защитой Марвин не ограничился. Были предусмотрены бойницы, из которых он вел огонь из винтовки Barrett M82, карабина Ruger AC556, пистолета Kel-Tec P11 и револьвера Magnum. Да, в США можно на законных основаниях приобрести снайперскую винтовку калибра 12,7 мм. Впрочем, любителям вздыхать об оружейном законодательстве США хочется напомнить, что оно сильно разнится от штата к штату. И посоветовать посмотреть, что творится в Японии. Да и у нас, если очень хочется, можно купить себе и Максим, и MG-42. В качестве охотничьих карабинов, перепиленные ради такого случая под стрельбу одиночными, выложив сумму с шестью нулями или близкую к таковой. И в целом даже 12,7 и 14,5 мм как охотничье и промысловое оружие на законных основаниях приобретается. Хотя последний только для юридических лиц и в целом подробностей, подтверждающий факт наличия такого варианта КПВ мне обнаружить с ходу не удалось.

Бульдозер изнутри

В общем, не сказать, что в итоге у американца вышел такой же красавец, как Strasko М-91, но вполне грозная боевая машина, которая в течение нескольких часов бесчинствовала на улицах городка. К счастью, пострадавших не было – полторы тысячи жителей оперативно эвакуировали. И на этом успехи местных правоохранителей закончились. Огонь из М-16, как и гранаты, и таран скрепером, монстр Марвина пережил без особых проблем, получив только повреждение радиатора. Боевой путь машина закончила в мелкооптовом магазинчике, в развалинах которого застряла. После чего стражи порядка долго добирались до ее водителя. Который к моменту, когда снаружи, наконец, прорезали несколько дециметров стали и бетона, был уже мертв – последний патрон Химейер оставил для себя.

Бронебульдозер Komatsu D355A-3

К сожалению, жители городка поступка своего соседа не оценили и порезали хтоничный бульдозер на металл. А жаль, стоял бы сейчас где-нибудь на постаменте или в музее. А может и на Ближний Восток бы отправился, в виде военной помощи. Желающие узнать о истории Марвина чуть больше, могут с легкостью найти информацию в сети или заглянуть в эту статью, которая и стала основой данной заметки. Мне же остается отметить два момента. К счастью, я не купился на утверждения авторов «Левиафана», что их картина - это история российского Химейера, и с этим «шедевром» ознакомился уже из обзора Евгения Баженова. И второе. Как правильно отметили, если не путаю, на Лурке, в наших палестинах такого не повторить при всем желании. Тому, кто в силу обстоятельств захочет, никогда не купить настолько мощную технику. А отечественные ДТ-75 для подобного творчества не очень подходят. Те же, у кого есть такие средства, решают свои проблемы иными путями.

Народная память.

И, раз уж «История мирового шушестроения» так и остается пока черновиками, почему бы по такому случаю не вспомнить еще четыре случая гражданского творчества?

Хорошо там, где нас нет

И начнем мы с двух относительно успешных попыток сбежать из социалистического лагеря. А вернее – Чехословацкой Социалистической Республики. И тут должно было быть вступление, в ироничной форме описывающее всех «бегунов» из соцлагеря, но решил все же его пропустить, поскольку, не смотря на мое положительное отношению к Союзу, тема неоднозначная и требует всестороннего освещения, а не передергиваний с обеих точек зрения. Но перейдем к сути.

На австрийской земле.

А вернее – к Вацлаву Углику, который 24 июля 1953 года пересек границу с Австрией, воспользовавшись германским средним разведывательным колёсно-гусеничным бронеавтомобилем Sd.Kfz. 254 времен Второй Мировой войны. На котором Вацлав с семейством и еще четырьмя беглецами, не встретив сопротивления пограничников, преодолел несколько рядов колючей проволоки и сдался австрийским полицейским. Впрочем, нас сегодня больше интересует не сам прорыв Sd.Kfz. 254 через границу, а судьба его экипажа. Например, прежде чем подняться на борт немецкого ветерана, Либуше Слауд пыталась бежать двадцать раз. В Америке у нее был муж, с которым она в итоге воссоединилась в штате Айова. Более подробно о судьбе пары можно узнать из этой статьи в VK.

Леонард и Лейла Клауд

И если за Либуше Слауд можно только порадоваться, то судьба самого Углика сложилась не лучшим образом. Сперва, как водится, интервью, выступления, телешоу, восхищение «подвигом». Сам Углик заявил, что бежал из Чехословакии по религиозным соображениям. На Западе его окрестили «Крестоносцем свободы»!

Броневику тоже перепало немало внимания.

Переехав в США семья осела в Спрингфилде, штат Массачусетс. У них родилось еще двое детей. Но не все было столь благополучно. Подробнее об этом можно узнать в этой статье. Если же кратко - религиозность Углика не дала ему спокойно жить и в оплате свободы и демократии. По словам местного журналиста:

Его неуступчивая религиозная вера гнала его избежать жесткого атеизма его подавленной коммунизмом родины. Но он оказался в свободном мире такой сложности, разнообразия и вседозволенности, что отшатнулся, морально обиженный; Пойманный в ловушку между миром слишком ограниченным и миром слишком свободным, Уолли Углик стал своим собственным тюремщиком.

В начале семидесятых Углик произвел самозахват 187 акров земли в Мирамонте, штат Калифорния. Как он там оказался, история умалчивает. После трех лет мирных попыток вернуть землю, местные власти перешли в силовому решению вопроса. Однако на месте их ждал новый броневик, на этот раз самопальный, а не трофей прошедшей войны. И на нем Углик пошел на прорыв. Прострелянные шины, гранаты со слезоточивым газом… Результат немного предсказуем – Углик оказался схвачен и помещен в тюрьму. Сколько он пробыл за решеткой неизвестно, однако, оказавшись на свободе, занялся бродяжничеством. В 1977 году его тело со следами насильственной смерти было обнаружено в лесу.

Тот самый броневик.

Не мытьем, так катаньем

Впрочем, судьба соотечественника Углика, Владимира Бенежа сложилась более удачно. Причина его побега – желание увидеть брата, который после Пражской весны 1968 года убежал в Канаду. Надо ли говорить, что имея такого прыткого родственника, на свои официальные запросы о выезде Владимир закономерно получал отказ? Поэтому тридцатитрехлетний слесарь решил взять свою судьбу и судьбу своей семьи в собственные руки. Для чего построил собственный бронеавтомобиль для прорыва границы.

Базой послужил довоенный автомобиль «Татра 54», от которой взяли раму. Еще одним донором выступил «Аэро 30». Корпус имел пирамидальную форму, обеспечивающую рациональные углы наклона броневых листов, опущенных как можно ниже к земле, что бы прикрыть колеса. Которые так же были усилены. Сама «броня», крепившаяся на трубчатом каркасе, представляла из себя четыре слоя стальных листов толщиной 1,5 мм. Впрочем, вопрос, мог ли такой пирог выдержать попадание АКМ пограничников остается открытым. Автор даже снабдил свое детище башней, выполненной из автомобильного диска и усиленного бетоном. Для морального воздействия на противника и придания пепелацу сходства с боевой машиной в башне был установлен муляж пушки. А что бы сойти за своего, был нанесен камуфляж и тактический номер R70. Броневик получился приземистым – всего метр 23 сантиметра в высоту. Длинна превысила четыре метра, ширина – два. Что сыграло с автором злую шутку.

Бронеавтомобиль Бенежа

Когда вечером 26 мая 1970 года Бенеж вместе с семьей уже планировал распрощаться с родной ЧССР, обнаружилось, что машина получилась шире, чем двери гаража. На исправление сего досадного препятствия ушло прилично времени, и только в три часа ночи шушпанцер выдвинулся в путь. Который закончился в шести километрах от стапеля – машина просто заглохла. Замаскировав не оправдавший надежд шушпанцер, семейство вернулось домой.

Тот самый гараж

Впрочем, Владимир не стал опускать рук и таки перебрался в Австрию в тот же день куда более простым способом. А вскоре к его жене, искренне полагающей, что муж пошел к местным правоохранителям с повинной, пришли. Впрочем, если Бенежа состоявшийся в июле суд заочно приговорили к двум годам заключения, то супругу беглеца, заявляющую, что она ни о чем не знала, оправдал. А через семь лет Бенеж смог забрать семью в США, где и дожил до 2009 года в городе Линвуд, штат Вашингтон. А автострадный танк, после суда был отправлен сначала в музей пограничной охраны, а теперь стоит в музее полиции города Праги.

Современное состояние.

В основу данной заметки была положена вот эта статья. О самом же шушпанцере я первый раз узнал в еще одном посте ЖЖ «ШУШПАНЦЕРЫ АТАКУЮТ!».

Pionierpanzerbrigade

Но все же закончить свой экскурс в историю мне хочется на положительной ноте, а именно Германской Демократической Республике. Как всем хорошо известно, Советский Союз был самым миролюбивым государством на земле… При этом бросать гранаты и собирать/разбирать автомат Калашникова детей учили еще в школе на уроках физкультуры и НВП. Да и в целом советский школьник мог бы без проблем вести передачу «основы взрывного дела». И слушая рассказы Клима Александровича и коллег по прошлой работе мне даже немного, да кого я обманываю – не немного, завидно. Впрочем, зная себя же, даже в Союзе от подобного я бы держался подальше. Ну а действовать в составе группы юных советских Рэмбо тренировала военно-спортивная игра «Зарница». И в подшивке «Моделиста-конструктора» я встречал инструкции по изготовлению для этой игры действующих автоматов и пулеметов. И даже макета БРДМ. Казалось бы, куда больше? Как оказалось – можно.

В 1977 г. в Бад-Шмидеберг, Саксония, группа патриотически настроенных взрослых на базе станции юных туристов или «Station Junger Touristen» решили организовать пионерскую танковую бригаду. Предприятие VEB Agrochemie Piesteritz, являющееся спонсором центра, взялось в своем учебном центре изготовить для бригады материальную часть. А именно ходовые макеты бронетехники, стоящей на вооружении ННА ГДР. Честно скажу, меня немного печалит тот факт, что в ГДР не разрабатывалось и не производилось собственной бронетехники – было бы интересно посмотреть, куда бы зашел сумрачный тевтонский гений с социалистическим колоритом и сравнить с образцами из Западной Германии. Поэтому в качестве образцов была взята техника советского производства: танки Т-34-85 и Т-55 и САУ СУ-100. Хотя подписи под одной из газетных статей того периода говорят о более широком спектре моделей. Донором двигателя, трансмиссии и ходовой послужила малолитражка «Trabant 601», мелькавшая в «Черных Метках». Впрочем, в любом случае большое количество деталей пришлось изготавливать с нуля. Машины могли развивать скорость до 15 км/ч. И это не самое интересное. Они еще и стреляли! Для чего пушки оснащались лазерной установкой на основе ЭЛТ-1Б - электронно-лазерного тира, применяющегося ВС и ГО СССР для обучения стрельбе пехоты и стрелков БМП с 1981 года.

Элементы управления

Причем вождением машин юные комрады не ограничивались и устраивали полноценные учебные бои во взаимодействии с пехотой, так же вооруженной. Бригада участвовала и в официальных мероприятиях. Например, в параде 1 мая в Виттенберге и в военном параде в Берлине. Большое количество фотоматериалов и даже короткий ролик можно найти в этих двух статьях: первой и второй.

Pionierpanzerbrigade

Впрочем, если тогда такие миниатюрные танки и САУ действительно смотрелись как диковинка, сейчас, с развитием технологий, совершенствованием средств обработки и большей доступности материалов подобными макетами не удивить. Мне, например, попадалось на YouTube репортаж о мужчине, сделавшем работоспособный макет СУ-76 для своего сына. К сожалению, по горячим следам разыскать его не удалось. На все поисковые запросы видеохостинг выдавал какую-то дичь. Да, я все еще не умею пользоваться поисковиками. Мастерская UFO Garage собрала полноразмерные и достаточно аутентичные модели МС-1 и Pz-I. Не говоря уже о радиоуправляемых макетах и репликах боевых машин прошлого века самого разного качества и размеров. Впрочем, своей организацией немецкая пионерская бронетанковая бригада остается уникальной. По крайней мере, о подобной структуре в современном мире я не слышал.

Венеция будет свободной!

И напоследок снова перенесемся в двадцать первый век в Италию где существует движение за отделение области Венето от страны. В 2014 году активисты планировали на манифестации за независимость области задействовать переделанный в боевую машину бульдозер. Однако не срослось. В результате проведенной спецоперации итальянские правоохранители произвели 16 арестов и 33 обыска, обнаружив, в том числе, и недоделанный бронетрактор. Арестованным были предъявлены обвинения в «терроризме, покушении на демократический порядок, а также в незаконном изготовлении вооружений». Вот вам и стремление к независимости.

Бронетрактор образца 2014 года

Ну да ладно, я позвал вас не для очередного «вы не понимаете, это другое». Неизвестно, вдохновлялись ли итальянцы KillDozerом Марвина, однако это не первый шушпанцер за авторством сторонников восстановления Венецианской республики. Как минимум двое из арестованных, Луиджи Фачча и Флавио Контин, участвовали в майских событиях 1997 года в Италии. Тогда группа сепаратистов захватила колокольню на площади Святого Марка в Венеции и водрузила над ней флаг Венецианской республики, прекратившей свое существование в 1797 году. Боевую и моральную поддержку оказывала бронемашина VT-MB-07 или Veneto Tanko Marcantonio Bragadin.

Veneto Tanko Marcantonio Bragadin

В качестве шасси был взят довольно интересный грузовик FIAT 690T2 с двумя передними осями. Вес бронемашины составил 9 тонн, габариты - 6650х2470х2400 мм. Защиту экипажу обеспечивает броня толщиной 6-15 мм. Не забыли и про средства связи. А вот что за орудие сепаратисты или борцы за свободу, как посмотреть, поставили на свое детище, точно неизвестно. По некоторым данным – водомет. От себя добавлю, что машина смотрится достаточно проработанной, имеется даже набор шанцевого инструмента и мостки для преодоления рвов. Или каналов, ведь речь идет о Венеции.

Про недоделанный итальянцами бронетрактор вы можете подробнее посмотреть в этой статье на все том же «ШУШПАНЦЕРЫ АТАКУЮТ!». Про VT-MB-07 – тут.

Заключение

На этом на сегодня все. Если честно, статья далась мне с огромным трудом. В очередной раз убеждаюсь, что переделывать гораздо труднее, чем делать с чистого листа. И не важно, относится это к пристройке к дому или компиляции нескольких статей в единый, не очень длинный текст. Тем не менее, надеюсь, вам было интересно. Если вам есть что добавить, возразить, указать мне на ошибки и неточности или предложить еще какую-нибудь идею для подборки шушпанцеров, например, любимую марку автомобиля, не забывайте высказать это в комментариях. С соблюдением приличий, разумеется. С удовольствием прочитаю и по возможности отвечу.

Если в разделе вы впервые, то сообщаю, что пока его основным направлением являются обзоры японской анимации. Может быть, среди уже разобранных найдете что-то интересное для себя. Например, представление японцев о начале и ходе Третьей Мировой войны в «Войне будущего 198х года». С остальными материалами вы можете ознакомиться вот по этой статье-архиву. Приятного чтения и до скорой встречи.

P.S. Не стоило мне два с хвостиком месяца назад шутить про Т-62 на хранении. Остается надеяться, что видео с эшелоном к настоящему не имеет никакого отношения.

P.P.S. Какой «гений» решил поменять цвет ссылок с приятного синего на вырвиглазный оранжевый?!

#история #танк #танки #оружие

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Кунсткамера милитариста: шушпанцеры из народа.