Фотографируем комету C/2025 A6 Lemmon: личный опыт и технические находки

Место и условия съемки: Новосибирская область, 24 октября 2025 года. Условия засветки неба: класс Bortle 3. Оборудование: монтировка MSM Nomad, камера Canon R8 с объективом Canon 135mm f/2, диафрагма f/2.8, ISO 1600. Кадр собран из 10 экспозиций по 45 секунд каждая.

Наблюдение за кометой: от глаза до камеры

Основной целью выезда стала яркая комета этого года — C/2025 A6 Lemmon. Этот сеанс стал для меня первым опытом целенаправленных наблюдений за небесными телами в бинокль, и я убедился, что это действительно рабочий инструмент! Невооруженным глазом комета была едва заметна периферическим зрением, лишь как тусклое размытое пятнышко. Однако в бинокль 10x56 она предстала во всей красе: был отлично виден и диффузный кометный хвост. Правда, более тонкий ионный (голубоватый) хвост проявился только на фотографиях после обработки.

Технические уроки и неожиданности

Каждая съемка — это новый опыт. Вот что я вынес для себя из этой ночи:

1. Ненадежная связь с интервалометром. Я использовал внешний пульт с радиоканалом, похожий на многие популярные модели. Его заявленная дальность оказалась сильно преувеличена на практике — стабильная связь сохранялась лишь на 15-20 метров. Я запустил серию из 20 кадров, убрал пульт в карман и отошел. В результате только первые три кадра были сделаны с заданной выдержкой в 45 секунд, а остальные — со случайной, от 3 до 20 секунд. Это особенно досадно, потому что

Обратите внимание: Самая яркая комета октября: C/2025 A6 (Lemmon).

съемка велась в самый благоприятный момент, когда комета была высоко над горизонтом, где меньше влияют атмосферная дымка и засветка.

2. Разная скорость движения кометы и звезд. Теоретически этот факт известен, но на практике я с ним столкнулся впервые. Моя монтировка (трекер) отлично справлялась с ведением, и на отдельных кадрах ни звезды, ни комета не были смазаны. Проблемы начались при сложении кадров (стэкинге) в программе Sequator. При выравнивании по звездам комета, которая движется по своему пути, оказывалась размазанной. Эффект усиливался при большом количестве кадров или если между снимками были паузы. Хороший результат удалось получить только при ручном выравнивании слоев в Photoshop, следуя методике, описанной в туториалах (например, от Петера Зелинки).

3. Универсальность методов астрофото. Приятно было убедиться, что стандартный рабочий процесс для ночного неба отлично подходит и для съемки комет. В обработке я успешно применил:
- Стэкинг для увеличения соотношения сигнал/шум.
- GraXpert для борьбы с градиентами и цветовыми заливками неба.
- Starnet++ для раздельной обработки звезд и фона.

Возможно, эти моменты очевидны для опытных астрофотографов, но, как новичок, я нашел их крайне полезными и решил поделиться.

Полезные ссылки и галерея

Если вам интересны мои работы или есть вопросы по съемке:
1. Канал в Telegram, где я публикую фотографии с кратким описанием.
2. Полноразмерная галерея, откуда можно скачать понравившиеся снимки.

Больше интересных статей здесь: Космос.

Источник статьи: C/2025 A6 Lemmon.