Великие достижения Семена Лавочкина

125 лет исполнилось со дня рождения авиаконструктора Семена Лавочкина. В честь юбилея вспомнили, какой вклад он внес в развитие авиации и ракетной техники.

Истребитель из древесного пластика

В 1939 г. инженеры Лавочкин, Горбунов, Гудков и материаловед Рыжков представили проект истребителя «К» (будущий И-301).

Новаторство заключалось в применении дельта-древесины, которая позволила отказаться от дефицитного алюминия.

Этот материал изготавливали из листов шпона (чаще березового), которые пропитывали фенолформальдегидными смолами и спрессовывали. Материал также называли «древесный пластик».

В 1940 году ЛаГГ-3 (переименованный И-301), совершил первый полет, показав скорость 580 км/ч. Самолет запустили в серию, а его создатели получили Сталинскую премию.

ЛаГГ-3

Ла-5 — ответ Мессершмитту

В дальнейшем Лавочкин модернизировал самолет. В частности, вместо слабого мотора, «приживил» новый мощный звездообразный двигатель Швецова М-82.

Модификацию назвали Ла-5. Появление Ла-5 под Сталинградом шокировало люфтваффе. Самолет был быстр, маневренен, прост в управлении феноменально живуч.

Затем ему на смену пришел Ла-7 — с еще более мощным двигателем и улучшенной аэродинамикой. Немецкие пилоты получали приказ не ввязываться в ближний бой этими истребителями.

Всего за годы войны выпустили порядка 22,5 тыс. военных самолетов имени Лавочкина (37% от общего производства истребителей в СССР).

Ла-176 — первый сверхзвук

В конце 1940-х ОКБ-301 включилось в разработку реактивных истребителей. В этом направлении в декабре 1948 года был создан экспериментальный самолет Ла-176.

26 декабря 1948 года истребитель впервые в истории отечественной авиации преодолел звуковой барьер. (Правда, только в режиме пикирования).

Серийно Ла-176 не выпускали, однако его разработка дала бесценный опыт. В частности, самолет показал преимущество стреловидного крыла для сверхзвуковых полетов. Ла-176 стал «мостиком» к будущим Ла-15 и МиГ-15 — первым отечественным массовым реактивным истребителям.

Ла-176

Система ПВО С-25 — ракетный щит Москвы

В 1950 году ОКБ-301 получило задание колоссальной трудности на создание зенитных управляемых ракет «В-300» для системы ПВО Москвы С-25 («Беркут»). Нужно было с нуля сделать беспилотный летательный аппарат, управляемый по проводу, с жидкостным реактивным двигателем.

При этом вероятность поражения цели вне зависимости от времени суток и видимости должна была быть близкой к ста процентам.

В результате все системы ракеты были пионерскими решениями. В том числе ее сделали двухступенчатой: стартовый ускоритель разгонял ее, а затем включался маршевый двигатель.

В-300 приняли на вооружение в 1955 году, а следующем году заступили на боевое дежурство. Ракеты этого семейства прикрывали Москву до 1982 года.

«Буря» — первая межконтинентальная сверхзвуковая

Вызовом для Лавочкина стала разработка межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». Работы по ней вели с 1954 по 1960 год.

Проект отличался рядом передовых технических решений. В частности, впервые в СССР конструкторы создали цельносварной корпус из титана — материала, который выдерживал огромные тепловые нагрузки.

Вместе с тем маршевый прямоточный воздушно-реактивный керосиновый двигатель позволял ракете лететь на скорости в 3 Маха (около 3500 км/ч) на высоте 17-18 км.

Кроме того, «Буря» имела астронавигационную систему наведения и могла нести ядерный заряд на расстояние 6500 км.

Летные испытания в 1957-1960 годах, подтвердили верность концепции «Бури». Однако проект закрыли в пользу баллистических ракет Сергея Королева. «Буря» осталась памятником инженерной смелости КБ Лавочкина.

ЗРК «Даль» — последний проект

В конце 1950-х годов в ОКБ-301 начали работу над зенитно-ракетным комплексом «Даль» с невероятной для того времени дальностью — 160–180 км.

Система должна была обеспечить круговую оборону городов от крылатых ракет и бомбардировщиков. Однако 9 июня 1960 года конструктор скончался, не успев завершить проект.

via

Больше интересных статей здесь: Космос.

Источник статьи: Великие достижения Семена Лавочкина.