Их продвигает бывший администратор NASA.
3 сентября в сенате прошли очередные слушания по программе Artemis и угрозе проиграть вторую лунную гонку со стороны Китая. Что-то явно не так идёт с планом высадки в 2027 году.
По результатам этих слушаний, пресса сразу начали разносить цитаты, что «Китаю проиграют из-за Starship». Давайте разбираться, а то как обычно — всё намного сложнее.

Начнём с состава делегации:
- Джим Брайденстайн: бывший администратор NASA (при нём Starship выбрали для HLS) и сейчас курирует гос проекты в ULA (конгломерат Boeing и Lockheed Martin), параллельно лоббирует интересы Boeing.
- Аллен Катлер: гендир Coalition for Deep Space Exploration — организации, которая представляет интересы проектов SLS, Orion и Gateway и иногда МКС. Список заинтересованных компаний себе представляете.

- Майк Голд: один из глав Redwire Corporation — подрядчика по узлам для Gateway (энергетическая установка и стыковочный узел) и различным коммерческим/государственным спутникам/элементам, включая по Artemis.

- Джон Шоу: генерал-лейтенант в отставке Space Force (USSF), также работает в Sierra Space (Dream Chaser) и в совете директоров Stoke Space (вспоминаем ракету Nova и заказы для DoD).
Лица, скажем так, заинтересованные в продвижении «старого космоса», некоторые даже успели переобуться.
Второй важный нюанс, в недавнем большом ужасном законопроекте, ключевые элементы программы Artemis, такие как корабль Orion, ракета SLS и станция Gateway получили расширение бюджета ещё на $6.8 миллиарда. Это, якобы, должно ускорить процессы и улучшить долгосрочное финансирование этих проектов.
Например, Джим, некогда любимая фигура в космическом сообществе, прямо ссылается, что для реализации Starship HLS требуется многократная дозаправка посадочного аппарата на орбите — это действительно большой риск, включая планы по высадке.
Сам Джим, в том числе, участвовал в принятии решения по Starship HLS в открытом тендере и в своей роли продвигал альтернативы ракете SLS на своём посту главы NASA. Тогда его мечты о тяжёлом носителе сбил тот самый сенатор Ричард Шелби, топивший за интересы SLS.Но теперь Джим признаёт (его текущая позиция конечно же ни разу не влияет), что выбор Starship HLS был ошибкой — слишком сложная архитектура.
А вот по мнению представителей делегации, многомиллиардные перерасходы и многолетние задержки по программе SLS и Orion (первый полёт планировался в 2016 году с периодичностью не менее 1 раза в год, а по факту с 2022 был 1 запуск) и станция Gateway, которая для реализации лунной высадки вообще не нужна, никак не упоминаются в факторах риска по лунной высадке.
Даже если отбросить очевидные задержки по Starship HLS, то без этой системы должна была быть ещё хотя бы одна пилотируемая миссия Artemis на ракете SLS с использованием корабля Orion. Сейчас она назначена на начало 2026 — на 3 года позже изначального срока.
Это же касается и станции Gateway — её запуск и ввод в эксплуатацию никак не связан со Starship HLS, и она уже задерживается на несколько лет.
При этом, пока США предлагают сфокусировать долгосрочную модель на орбитальной лунной станции Gateway, Китай будет строить базу на поверхности. Эрик Бергер уже пошутил, что с Gateway просто будет удобнее наблюдать за активностью Китая.
Делегация при этом отмечает, что уже для высадки США до Китая «что-то должно поменяться». Разумеется, необходимые изменения должны проходить не в Вашингтоне, где принимаются эти чудесные решения.
Если США проиграют вторую лунную гонку, то не из-за инженерных проблем, а бюрократических. Не в космосе, а в кабинетах.
📸 2 часа бюрократических упражнений доступны по ссылке — https://www.youtube.com/live/UYRgrw_oPWw
via
Больше интересных статей здесь: Космос.
Источник статьи: Что общего между Boeing и газировкой Mountain Dew?.