Музыка Небесных Сфер

Музыка и астрономия — от античности до наших дней

Само слово «музыка» имеет греческое происхождение и имеет тот же корень, что и «муза» — «вдохновляющий». В древности не существовало строгого деления научных дисциплин, как и списков всех возможных наук. Всего того, что есть у нас сейчас, у греков не было — например, не было физики, не было химии, многие вещи, которые сейчас являются самостоятельными научными дисциплинами, были объединены 2500 лет назад под словом «философия» — по сути, все ученые того времени были в первую очередь философами, а потом уже математиками, геометрами, астрономами... Кстати, астрономия выделяется на фоне других направлений поиска истины и связана одновременно с двумя направлениями человеческой деятельности — наукой (ну это понятно), но и искусством.

Это может показаться странным для современного человека, но для древних греков астрономия также была собранием мифов и легенд о несуществующих существах где-то в небесном пространстве. К этим персонажам относятся герои, воплощенные в виде созвездий и блуждающих звезд – планет. Тот факт, что в умах людей той далекой эпохи все это было окутано мистикой и религиозными предрассудками, а также то, что у греческой астрономии был свой божественный покровитель, муза Урания (даровавшая астрономам открытия и прозрения), говорит о том, что наука о небе в то время была ближе к искусству, чем к точной науке, такой как геометрия.

В то же время древние философы также пытались поставить музыку на одну полку с математикой. Это было начало теории музыкального консонанса, которая основывалась на анализе соотношений периодов колебаний струн греческой лиры (кифары). Как мы все знаем, лиру легендарному певцу Орфею подарил бог Аполлон, спустившийся с небес (с возвышенной вершины горы Олимп). Лира остается бессмертной в созвездии, и, возможно, ее голос достиг Земли? — Это просто надо услышать.

У древних греков был еще один инструмент — флейта Пана, бога лесов и долин. У Пана есть рога и копыта. У него нет небесной божественности, но есть подземная и земная божественность. Его флейта не могла играть музыку небес — только музыку для развлечения — для танцев и пиршеств, а не для наблюдения за небесными телами.

Возможно, именно поэтому Аполлон поспешил с рождением Орфея, ведь Орфей обладал необыкновенным даром к музыке и происходил от земного (или земноводного) божества — его отцом был Оиг, бог рек и озер. Без Аполлона Орфею пришлось бы играть на флейте...

Здесь мы видим идею о том, что колебания струн имели небесную природу, но что происходило внутри флейты — ученые того времени не могли этого понять — были ли там колебания? --Они классифицировали флейту как светский инструмент.

Эту «теорию струн» позднее развивали многие греческие мыслители, но до наших дней дошли лишь отдельные части трудов Пифагора, Платона, Архимеда и Аристотеля. Общим для них является то, что для человеческого уха приятны согласные звуки, кратные периоду колебаний струны. Например, «октава» возникает, когда две струны колеблются одновременно с частотой, отличающейся в 2 раза. Интервал «кварта» (4-я ступень от тоники или разница в 2 полутона) создается путем одновременного звучания струн с соотношением частот 3/4, тогда как «квинта» (5-я ступень от тоники) составляет 2/3.

Существуют и другие планеты, орбитальные периоды которых (относительно Земли) имеют такое же соотношение: Марс и Солнце (1/2), Марс и Венера (3/4).

У Пифагора возникли проблемы с «третьим» интервалом — в соотношениях частот стали появляться иррациональные числа, а идеального решения найти не удалось. Дело в том, что в процессе поиска законов небесной музыки Пифагор хотел одновременно решить и проблему космической музыки, то есть найти музыкальную систему, пригодную для всех музыкальных тонов. Однако в древности эта проблема не была решена. До эпохи барокко (времен Баха и Вивальди) музыкантам приходилось перенастраивать свои инструменты или использовать несколько разных инструментов для игры в разных тональностях.

Удивительно, но триумф равномерно темперированной системы привнес в мировую музыку множество звуков, которые мы теперь ассоциируем с космическими элементами, конечно, метафорически.

В древние времена исследования ученых ограничивались музыкальными интервалами; они даже не соприкоснулись с самой музыкой. Ну, музыка древних композиторов до нас еще не дошла. Сейчас трудно сказать, какой звук пытались издать Пифагор, Платон (первый изобретатель машины для движения небесных тел), Архимед (изобретатель первого планетария) и Аристотель (убежденный, что звуки небес постоянны и достаточно громки, чтобы мы могли слышать их божественный, вездесущий гул).. но дело в том, что мы находимся в этом гуле с рождения и не обращаем на него особого внимания, как рыба не обращает особого внимания на воду, когда она в ней.

Желание постичь музыку сфер угасло с упадком античной культуры, но возродилось в эпоху Возрождения. Интересно, что большая часть античных исследований небесной музыки проводилась не в самой Греции, а в греческих колониях в Италии. Возможно, итальянская музыка унаследовала это стремление к чистоте интервалов, гармонии и мелодической простоте.

Но среди европейских исследователей законов небесной музыки наиболее известным был Иоганн Кеплер, открывший три закона движения планет. Кеплер считал, что существует универсальный закон, управляющий всем, который управляет не только планетами, но и музыкой, связанной с планетами. Эти поиски можно назвать играми математических и геометрических образов. Кеплер превратил многоугольники в многогранники, вписав их в окружности (а позднее и в эллипсы), и подсчитал количество граней правильных многогранников, вписанных в сферы, радиусы которых равнялись орбитам некоторых планет. Удивительно, но Кеплер полностью опроверг идею существования хрустальной сферы, вращение которой ранее использовалось для объяснения движения планет по небу. Законы движения небесных тел Иоганна Кеплера гласят, что планеты движутся по эллиптическим орбитам с разной скоростью, в разное время и на разных расстояниях от Солнца. Но в то же время первооткрыватели этих законов все еще верили в некую божественную небесную музыку, льющуюся с небесного свода. Он пошел дальше своих предшественников Пифагора и Платона и считал, что эта музыка определяется не только интервалами, но прежде всего мелодией. Великий математик Иоганн Кеплер рассчитал эти мелодии математически. Но «Небесные мелодии» Иоганна Кеплера не стали популярными, и теперь о них никто не помнит, или их даже нельзя найти в музейных архивах, среди рукописей ученых.

К настоящему времени концепция небесной музыки как чистого музыкального жанра претерпела в нашей культуре существенные изменения.

Ведь, что такое есть музыка?

Это способ воспроизведения и передачи своих эмоций и чувств другому человеку посредством звуков разной высоты, расположенных в определенном порядке на временной шкале.

Обратите внимание: Lviii. Падение небесных тел.

Мы прибегаем к нему, когда другие формы общения не позволяют нам адекватно выразить свои переживания и чувства. Музыка позволяет нам выразить то, что невозможно выразить словами или математическими формулами, которые использовали Пифагор и Кеплер, заставляя музыку повторять то, что ранее выражалось числами, но теперь в этом нет необходимости.

Новая концепция космической музыки заключается именно в том, что человек может быть заворожён звёздными стихиями и выражать своё заворожённость через музыку или видеть в своём восприятии вещи, соответствующие небесным стихиям, а также в музыке определённого композитора, который может иметь в виду нечто совершенно иное, когда создаёт своё произведение.

Слушатель становится соавтором — он не пишет мелодии, а находит темы, которые эти мелодии прекрасно иллюстрируют.

Ярким примером такого рода совместного творчества музыканта и слушателей является Соната для фортепиано № 14 Людвига ван Бетховена, ныне известная как Лунная соната или просто Лунная соната, благодаря случайной аллегории музыкального критика Людвига Рельштаба, названной в честь смерти композитора. Но теперь только специалисты знают номер этой сонаты, известной во всем мире как «Лунная".

Трудно точно определить, какие именно характеристики этого «лунного» тона заметны в партитуре, но важным моментом является то, что Бетховен сочинил Сонату № 14, погруженный в чувства боли и безответной любви. Нет сомнений, что опыт автора самый чистый и светлый, как и музыка.

Вероятно, мы можем сделать вывод, что когда мы смотрим на небо, нас переполняют самые тонкие и возвышенные чувства. Созерцание неба пробуждает в нас самые возвышенные эмоции, которые порой можно выразить только посредством музыки.

Именно по этой причине многие классические музыкальные произведения с успехом используются в лекциях в планетариях, фильмах на космическую тематику, и даже если эта музыка была написана в наше время, она имеет сходство с музыкой Баха, Бетховена и всех тех музыкантов, которые обращали свои взоры к небу, сочиняя свою музыку.

В юности я был настолько поражен удивительно красивыми имитациями звездных пейзажей в сочетании с музыкой Баха, Бетховена, Хоакина Родриго, Алессандро Марсело, что начал повсюду искать небесные гармонии, а когда понял, что таких гармоний не так много, как мне бы хотелось, начал писать собственные мелодии, которые, согласно моему пониманию музыки, соответствовали свету звезд, формам созвездий, движению планет. В итоге я стал музыкантом, а не профессиональным астрономом, как изначально планировал.

Но есть и другие примеры, когда профессиональный музыкант с многолетним опытом и социальным статусом, имеющий собственный оркестр и плотный концертный график, внезапно бросал музыку и обращался к астрономии, добиваясь на этом поприще больших успехов — Уильям Гершель — первооткрыватель Урана, нескольких комет и астероидов, основоположник галактической (звездной) астрономии, президент Королевского астрономического общества Великобритании.

Как это можно объяснить? Уильям Гершель был романтиком по натуре, и именно его романтическое отношение к окружающему миру привнесло астрономию в жизнь музыканта. Конечно, с профессиональной точки зрения было бы сложно совмещать эти два вида деятельности.

Начиная с эпохи барокко и до середины ХХ века основным связующим звеном между небом и землей, переводящим музыку небесных сфер в понятные человеку мелодии, было само человечество. Некоторые, хотя и не все, лучше других умеют переводить красоту вселенной на музыкальный язык, используя алгоритмы, которые знают только они.

Если вспомнить, древние мыслители пытались исключить человека из уравнения, преобразовать музыку сфер в ясные формулы, понятные всем, чтобы человек не искажал божественную гармонию из-за своего несовершенного восприятия мира.

Мир не стоит на месте. Но иногда нам приходится проходить этапы развития по очередному витку спирали, лежащему выше траектории нашего предыдущего опыта.

В середине XX века в сферу музыки стремительно проникают электронные технологии, что приводит к качественному расширению диапазона звуков, используемых в музыкальных произведениях. Эти звуки сами по себе стали определять иные музыкальные формы, основой которых могли быть не интервалы, аккорды или мелодические последовательности, а тембр и его трансформация по оси времени. Так родилась электронная музыка, которая почти сразу же обрела еще одно название: «космическая музыка".

А что в ней космического?

Во-первых, сам звук не похож ни на что, что мы когда-либо слышали на Земле. Поскольку звуки электронного музыкального образа не соответствуют ничему на Земле, можно сделать вывод, что это неземная музыка.. хотя она и была создана на Земле землянами.

Но последнее предложение можно и модифицировать, поскольку вслед за электроникой в ​​мир музыки стремительно проникает ИИ (искусственный интеллект), созданный человеком, но совершенно самостоятельно, не заимствуя и не собирая у конструкторов из заранее заготовленных элементов, а мелодии и даже целые музыкальные композиции. Их художественная ценность спорна, но следует признать: желание исключить человека из цепочки вселенная-приемник-музыка-слушатель снова на подъеме — как в старые добрые времена.

К чему это приведет? Каковы будут последствия? - Неизвестный. Но ясно одно: мы недалеки от следующей сингулярности, за которой мы уже не сможем предвидеть и предсказывать, что произойдет с миром музыки и миром искусства в целом. Остается только ждать, наблюдать все своими глазами или слушать все своими ушами. Лучше видеть и слышать одновременно, поскольку музыка больше не является отдельной формой искусства, а все чаще рассматривается как часть нашего аудиовизуального контента.

Неудивительно, что люди уже как минимум столетие изучают возможность объединения музыки и световых инсталляций. Концепция светомузыки приобрела актуальность с тех пор, как люди научились управлять источниками света с помощью электричества. Здесь можно вспомнить пионера музыкального единства и использования цвета — русского композитора Александра Скрябина.

Кстати, первый синтезатор АНС-1 был изобретен советским военным инженером Евгением Мурзиным, в котором носителем музыкальной партитуры служила стеклянная пластина, покрытая слоем непрозрачной замазки. Используя специальный нож, похожий на скальпель, можно рисовать на мастичной смоле линии разной глубины и ширины, тем самым «рисуя» музыку. Свет, пробивающийся сквозь мазки, бороздки и углубления, передает светодиодам информацию о замысле композитора. Название инструмента — АНС — было дано в честь Александра Скрябина-Мурзина, основоположника концепции цветомузыки.

Первая версия АНС была завершена в 1958 году, почти одновременно с началом космической эры. Многие композиторы нашей страны использовали синтезатор АНС-1 для создания музыки к фильмам космической тематики — Эдуард Артемьев, Станислав Крейчи, Софья Губайдулина, Альфред Шнитке.

Неудивительно, что в будущем технологии преобразования визуальных образов в музыкальные начнут множиться, и сейчас никого не удивляет, что приложение, установленное на мобильный телефон, может озвучить фотографию или картину. Кто-то пытается создать музыкальный эквивалент туманности Ориона или Моря Дождей на Луне.

Можно ли назвать полученный результат музыкой?

Вопрос неоднозначный, поскольку музыкой называют все, что звучит на танцполах современных молодежных клубов, в то время как представители старшего поколения не различают ни одного из этих звуков, кроме звука барабанов.

Столь же неоднозначны и попытки перевести в музыкальную форму радиотелеграфные записи с межпланетных космических станций. В Интернете можно найти полные аудиоальбомы (опубликованные НАСА) с транспонированными (повышением или понижением высоты тона на много октав) записями напряженности магнитного поля планет, исследованных земными роботами. Иногда кажется, что в этом есть какая-то музыка. На самом деле многие современные экспериментальные музыкальные произведения, созданные при участии человека, далеки от той музыки, с которой знакомо большинство людей на Земле. Однако описание NASA звука планеты не лишено человеческого участия: то, как и каким образом радиоволны преобразуются в звук, является человеческим изобретением, и существует бесчисленное множество интерпретаций — каждый инженер NASA решит эту проблему по-своему. Но мы никогда не сможем услышать оригинальный текст своими ушами.

Возможно, именно поэтому в музыкальном мире продолжают появляться музыкальные произведения, созданные обычными людьми, и эти произведения можно отнести к жанру «небесной музыки». Композиторы черпали вдохновение в красоте и посланиях небесных тел, используя обычную человеческую музыку для описания необычных и нечеловеческих вещей, используя свою музыку для связи человеческого мира с небесным миром — бесконечно далеким и непостижимым, но описываемым на языке музыкальных нот.

Некоторые даже считают, что музыка — это универсальный язык общения, и разные цивилизации могут общаться посредством музыки, не понимая языковую структуру друг друга. Вы можете произнести тысячу слов или просто сыграть мелодию, чтобы выразить искреннее желание всех нас установить дружеские и мирные связи и поделиться своим отношением к этому большому и прекрасному миру, в котором живем мы и они.

В качестве бонуса, для тех, кто сумел дочитать до конца или хотя бы просмотреть картинки, предлагаю подкаст-обсуждение этой истории:

[Моя] музыкальная космическая электронная музыка астрономия культура культурные исследования древний пифагор видео RUTUBE длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Космос.

Источник статьи: Музыка Небесных Сфер.