Почему FAA не расследует инцидент с оторвавшимся соплом на ракете Vulcan Centaur

Эта история раскрывает интересные детали второго запуска ракеты Vulcan Centaur и объясняет, почему Федеральное управление гражданской авиации (FAA) не стало инициировать официальное расследование, несмотря на серьёзный инцидент. Причина кроется в тонкостях регулирования и терминологии.

Что произошло во время запуска

Практически сразу после старта ракеты Vulcan Centaur произошло полное разрушение сопла на одном из боковых твердотопливных ускорителей. Хотя это не помешало миссии выполнить свои задачи, ситуация была критически опасной. Это настоящее чудо, что полёт завершился успешно.

Последствия могли быть катастрофическими. Во-первых, при подобных повреждениях обычно срабатывает система аварийного прекращения полёта. Во-вторых, в зависимости от характера разрушения, повреждённый ускоритель мог повредить центральный двигатель ракеты. Успешный исход в данном случае — это больше везение, чем закономерность.

Проблемный ускоритель и его история

Речь идёт о твердотопливном ускорителе GEM 63XL производства компании Northrop Grumman. Это самая мощная модель в своём семействе, а её младшие версии долгое время используются на ракетах Delta и Atlas.

Конструкция ускорителя относительно проста, а его сопло сделано из абляционного материала, который постепенно сгорает во время работы для управления вектором тяги. В данном случае, хотя сопло и оторвалось, критическая часть — «горло» камеры сгорания — не была повреждена, что и позволило ускорителю продолжать работу.

Важно отметить, что это не единичный случай. Northrop Grumman также разрабатывала вариант GEM 63XLT для ракеты Omega, и во время её испытаний возникла аналогичная проблема с соплом. Более того, за время эксплуатации ракет Delta было как минимум два инцидента с похожими неполадками на более ранних версиях ускорителей GEM. Таким образом, проблема является редкой, но системной и известной производителю.

Почему FAA закрыло глаза на инцидент

Ключ к пониманию ситуации лежит в особенностях регулирования. Компания ULA, создатель Vulcan Centaur, использует для этой ракеты старый тип лицензии (14 CFR 440), а не новую лицензию Type 450, введённую в 2021 году. Это возможно потому, что Vulcan частично использует инфраструктуру старой площадки SLC-41, а процесс сертификации начался до вступления новых правил в силу.

Согласно условиям этой лицензии, FAA обязано проводить расследование только в строго определённых случаях:

  • пилотируемые космические полёты;

  • несчастные случаи или инциденты, произошедшие во время запуска или возвращения;

  • аварии (Accident).

Именно последний пункт является решающим. Например, когда во время испытаний Starship компании SpaceX происходили взрывы, в публичных отчётах использовался термин «unsuccessful» (неудачный), что фактически признавало проблему и могло стать поводом для проверки.

В случае с Vulcan Centaur ULA публично не использовала термины «авария» (accident) или «аномалия» (anomaly). Вместо этого компания применила более мягкую формулировку — «наблюдение» (observation). С технической и формальной точек зрения стандарты запуска не были нарушены: полезная нагрузка вышла на целевую орбиту, а угрозы общественной безопасности, по оценке FAA, не возникло.

Любопытно, что аналогичный термин — «наблюдение» — использовала и Northrop Grumman при описании проблемы с разрывом сопла на ускорителе GEM 63XLT. Это не случайность, а часть корпоративного новояза, позволяющего избегать жёстких формулировок.

В итоге, поскольку не было официально зафиксировано «несчастного случая», FAA не видит оснований для полноценного расследования. Агентство и ULA ограничились мониторингом ситуации.

Прохождение: Запуск космической ракеты UlaVideo Silent Telegram (Ссылка) Длинная статья 6

Больше интересных статей здесь: Космос.

Источник статьи: Оторванное сопло — не повод для расследования FAA.