M14 — шаровое звездное скопление, летящее по встречной полосе

Мессье 14 – довольно популярный объект, видимый даже в небольшие телескопы – его видимая яркость составляет 7,6m. Это шаровое скопление. Лишь в серьёзные телескопы можно отнести её внешнюю область к звезде, а в оптической оптике она выглядит как слегка приплюснутая точка облака, как у Юпитера, хотя угол обзора у неё в несколько раз больше.

Знаменитый французский ловец комет Шарль Мессье обнаружил объект и включил его в свой каталог в 1764 году. Первым, кто разделил М14 на самостоятельные звезды, был не менее знаменитый Уильям Гершель – более столетия спустя.

Изучение этого интересного объекта затруднено, поскольку скопление расположено в созвездии Змееносца, визуально близком к широкой яркой полосе Млечного Пути — большая часть космической пыли лежит между нами и поглощает свет далеких звезд скопления. Но астрономам все же удалось узнать о нем много удивительной информации.

Это звездное скопление находится очень далеко, примерно так же далеко, как центр нашей галактики Млечный Путь, но мы не можем его увидеть, потому что оно закрыто плотной завесой пыли. Но М14 находится не в плоскости галактического диска, а чуть выше его, поэтому она видна, хотя и с потерей яркости. Расстояние до скопления — 30 000 световых лет.

Шаровое звездное скопление M14, фото Тома Уилдонера

Кажущаяся сжатость скопления свидетельствует о том, что ось всего его звездного массива вращается довольно быстро - что оно упорядочено и контролируется общей плоскостью вращения, что характерно не для всех шаровых скоплений, а только для шаровых в первое место. Во-вторых, есть ядро ​​галактики, которая когда-то была поглощена — в данном случае Млечный Путь.

Все галактики в нашей Вселенной (кроме самых маленьких карликовых галактик, находящихся достаточно далеко от других галактик) выросли до внушительных размеров за счет слияний и корреляций. В процессе слияния звездная структура поглощенной галактики обычно полностью разрушается, и только ядро ​​поглощенной галактики, прочно связанное гравитацией, имеет шанс выжить или каким-то образом сохраниться. Они продолжают жизнь в виде шаровых скоплений. Их выдает большой возраст — сравнимый с возрастом всей Вселенной, быстрое осевое вращение и сплюснутая форма, высокая «металличность» звезды (термин, который астрономы используют для обозначения содержания более тяжелых химических элементов, чем масса гелия) и его траектория через нашу галактику.

На самом деле шаровое скопление М14 очень старое, даже древнее. Возраст скопления оценивается в 12,6 миллиарда лет (напомню, что Вселенная лишь немногим старше — 13,8 миллиарда лет). Звезды, населяющие это скопление, в основном представляют собой желтые и оранжевые гиганты (именно поэтому все скопление кажется золотым). Астрономам удалось определить количество этих звезд — 150 000 — что не так уж и много для шарового скопления. Но для науки очень интересно наблюдать и изучать звезды, ставшие свидетелями первых дней существования Вселенной.

Шаровое звездное скопление M14, сфотографировано Майком Селби и Роберто Коломбари

Все звезды скопления M14 заключены в сферу диаметром 100 световых лет. Если учесть, что вокруг Солнца существует сфера такого же размера, в которой всего около тысячи звезд, причем большинство этих звезд — карлики или даже так называемые субзвезды, то астрономы еще не решили, следует ли считайте такой объект полноценным небесным телом. - Зрелая звезда. В этом шаровом скоплении мы наблюдаем в том же пространстве в 150 раз больше звезд, и большинство этих звезд — звезды-гиганты (хотя мы не знаем, существуют ли там вообще карлики).

Но самое интересное — это траектория звездного скопления М14. Оно противоположно движению большинства звезд в нашей галактике. Это выражается в том, что звездное скопление летит к нам со скоростью 400 километров в секунду, что является суммой скорости Солнца по Млечному Пути и скорости М14 в противоположном направлении. Это наиболее четко указывает на присутствие в этом скоплении межзвездного пришельца.

Когда-то Млечный Путь поглотил небольшую галактику, и ее звезды разошлись по спиральным ветвям и шаровидному гало нашей галактики, потеряв прежнюю связь друг с другом. Но эти звезды иногда показывают свои собственные траектории движения, что есть верно для большинства светящихся тел. Это необычно. Ядро поглощенной галактики сохраняет свою когерентность и также легко обнаруживается по быстрому перемещению в общий галактический поток.

В этом скоплении астрономы определили около сотни переменных звезд, включая многие хорошо изученные типы — цефеиды и RR-Лириды. Вселенная огромна, но во всех галактиках присутствуют примерно одни и те же типы переменных звезд (просто потому, что другого источника нет, и потому, что законы, управляющие внутренними процессами звезд, едины во всей Вселенной). Переменные звезды в астрономии являются маркерами процессов, определяющих расстояние до далеких объектов и их возраст.

НАСА, ЕКА и Ф. Д'Антона (INAF, Римская астрономическая обсерватория). Обработка изображений: Глэдис Кохер

Это изображение шарового звездного скопления M14 включает наблюдения в ультрафиолетовом, видимом и ближнем инфракрасном свете. Астрономы используют эти данные, чтобы лучше понять формирование и химический состав различных звездных популяций, обнаруженных в скоплении.

В 1938 году в скоплении М14 взорвалась новая звезда. Интересно, что астрономы тогда этого не заметили и идентифицировали всплеск только 26 лет спустя, исследуя архивные фотографии. Но такая удача с тех пор ученым не улыбалась, что неудивительно – взрывы новых и сверхновых в шаровых скоплениях происходят крайне редко.

Поскольку шаровое скопление M14 (также известное как NGC 6402) расположено вблизи небесного экватора, его можно увидеть практически из любой точки Земли (кроме Северного географического полюса). Удобное время для наблюдения начинается в середине весны и заканчивается в середине осени. Лучшее время для посещения М14 — лето.

Если у вас есть мощный бинокль или телескоп, вы можете найти это скопление к западу от линии между Бетой и Ню Змееносца. Кстати, рядом есть еще два интересных звездных скопления — М10 и М12, которые также являются шаровыми скоплениями, хотя это и вызвало некоторые споры в научном сообществе. Мы обсудим эти кластеры ранее.

Шаровое звездное скопление М14 в созвездии Змееносца - Поиск на карте

источник

[Моя] Астрономия Астрономическая фотография Космос Скопление звезд Видео YouTube Длинный пост 0

Источник статьи: M14 — шаровое звездное скопление, летящее по встречной полосе.