Космический бизнес должен работать как сеть шаурмятен: прагматизм против мечтаний

Публикация SpaceDotBiz представляет интервью с Гейбом Доминосиело, соучредителем компании Umbra Space, специализирующейся на предоставлении радиолокационных изображений высокого разрешения с синтезированной апертурой (SAR). Вторая часть беседы ожидается в ближайшее время.

Прагматизм вместо романтики

В ходе разговора Доминосиело неоднократно критикует подход «мечтателей, желающих изменить мир», утверждая, что на этом невозможно построить прибыльный бизнес. Он позиционирует себя как прагматика, для которого «священный огонь энтузиазма давно угас в ледяной воде трезвого расчета». Его идеальная бизнес-модель для космической индустрии — это отлаженная и прибыльная сеть, подобная сети магазинов шаурмы или винных лавок, где ключевую роль играет оборот, а не уникальность единичного продукта.

Ключевые тезисы из интервью

— В чём конкурентное преимущество Umbra перед другими поставщиками данных SAR?

— Безусловно, мы предлагаем данные высочайшего качества по максимально низкой цене. Однако главное — не это. Возможность делать снимки в сверхвысоком разрешении — это отличный маркетинговый ход, но реальная ценность заключается в другом.

Критически важным параметром является количество изображений высокого разрешения, которое можно сделать над регионами с повышенным спросом, такими как Ближний Восток или Южно-Китайское море. Здесь существует фундаментальное различие, которое многие упускают из виду, полагая, что все поставщики SAR предлагают одно и то же.

Наша технология позволяет делать в 10-15 раз больше снимков в этих «горячих» точках по сравнению с конкурентами. Это напрямую конвертируется в финансовый результат: мы можем зарабатывать в 15 раз больше за один пролёт спутника. Спрос на изображения таких регионов практически неограничен, поэтому каждое дополнительное фото мы продаём по полной стоимости.

Если ваш спутник пролетает над Северной Кореей и может сделать лишь пару кадров, ваша бизнес-модель рушится: вам придётся брать десятки тысяч долларов за снимок, чтобы выйти в ноль. Мы же, пролетая над зоной спроса, делаем 20-30 снимков. В итоге, мы продаём «шаурму» — массовый, востребованный продукт с высоким оборотом, а не «коллекционное вино» — редкий и дорогой экземпляр.

Я всегда говорю, что не испытываю страсти к космосу или технологиям как таковым. Меня не интересуют полёты в космос. Спутники для меня — это, в первую очередь, инструменты для заработка денег. Такой предельно ясный взгляд на бизнес защищает от опасной ловушки: когда ты увлечён технологией, есть риск годами вкладываться в то, что никогда не станет прибыльным.

Мы выбрали сложный путь. Построить радар на 1200 МГц с 12-футовой антенной — задача не из лёгких. Было бы проще использовать готовые решения с меньшей частотой. Мы вышли в космос позже многих и привлекли меньше инвестиций. Каждый шаг давался с трудом. Стоило ли оно того? Теперь всё очевидно: именно другим компаниям придётся догонять нас по уровню сервиса, качеству данных и, что главное, по себестоимости.

Обратите внимание: Вселенная. Все понятия, от науки до бизнеса. Что такое вселенная?.

Комментарий: между прагматизмом и развитием

Сложно не согласиться с критикой Доминосиело в адрес многих космических стартапов, чьи финансовые прогнозы порой напоминают галлюцинации, а бизнес-модели держатся на венчурных миллионах и обещаниях далёкой прибыли. Таких игроков сложно назвать полноценными частными предпринимателями. В условиях рыночной экономики именно прагматики вроде Доминосиело, благодаря своей эффективности, со временем захватят львиную долю рынка, вытеснив «мечтателей».

Однако сеть шаурмятен — это всё же сеть шаурмятен. Если рассматривать спутники исключительно как денежные машины, то логичным шагом становится оптимизация затрат. Инвестиции в развитие будут продолжаться лишь до достижения монопольного положения, после чего вступают в силу законы больших корпораций. Яркий пример — Meta (Facebook), которая годами сжигала миллиарды долларов на проекте метавселенной, не получая отдачи.

Это ставит важный вопрос: кто в современной западной экономической модели, к которой многие стремятся, будет обеспечивать реальное, в том числе технологическое, развитие? Стартапы, бездумно сжигающие капитал? Или мегакорпорации, тратящие миллиарды на сомнительные с точки зрения прибыли PR-проекты?

Модель Кремниевой долины последних десятилетий строилась на заливании целых отраслей деньгами в надежде, что 0.1% проектов «выстрелит». Однако эпоха лёгких денег подошла к концу.

Ранее мы обсуждали интервью с Лори Гарвер, которая курировала коммерциализацию космоса в NASA. Она прямо указывала на роль таких организаций, как Национальное космическое общество (НКО), в идеологическом контроле над космической деятельностью США. Илон Маск, совершивший революцию в отрасли, идеологически и по связям близок к таким «элитным клубам». Историческая практика показывает, что именно такие структуры, которые некоторые аналитики называют «многомерными спрутами», способны обеспечивать долгосрочное развитие. В условиях экономических и геополитических кризисов ресурсы будут перераспределяться в их пользу.

Стартапы как институт развития: альтернатива исчезает?

Логика Доминосиело проста: «У моего бизнеса есть прибыль, а у вашего — нет, значит, я вас поглощу». Проблема в том, что стартапы, несмотря на все свои недостатки, позиционировали себя (и отчасти были) автономным «институтом развития», альтернативой крупным «осьминогам».

Пафос Доминосиело в том, что его компания — не «институт развития». Его не интересует развитие как самоцель. С одной стороны, это его законное право. С другой — он поглотит тех, кто хотя бы на словах говорил о развитии, лишив отрасль и этой альтернативы.

Между тем, «осьминоги» готовят масштабные изменения: глобальный широкополосный интернет с низкой орбиты или прямая связь спутника с обычным телефоном. Экономическая окупаемость этих проектов под большим вопросом, особенно учитывая, что все крупные игроки строят аналогичные системы, дробя рынок. Похоже, что вскоре это станет поддерживающей инфраструктурой, а мир с такой инфраструктурой будет кардинально отличаться от нынешнего.

Например, спутниковая связь с телефоном. С одной стороны, во многих странах уже принимаются законы об обязательном оснащении автомобилей SIM-картами для возможности дистанционной остановки полицией. С другой — мы видели, как во время протестов в Канаде блокировка банковских счетов останавливала целые автоколонны. Автомобили — лишь один из примеров грядущих трансформаций контроля и коммуникации.

https://t.me/IngeniumNotes

Больше интересных статей здесь: Космос.

Источник статьи: "Космический бизнес должен работать как сеть шаурмятен", или конец эпохи космических стартапов.