Первое знакомство с темой монументальных «каменных артефактов» было… эммм. Романтическим. Моя девушка, имевшая хорошо развитый и устремленный в будущее бюст, получила тяжелые поражения мозга. Из-за прочтения только-только появившейся беллетристики Мегре в девяностые прошлого века.
Мирная и забавная секта колдуньи Настеньки, позванивая почти пустыми головами и кедровыми безделушками, собирала шабаши в курортной дыре под названием Геленджик (сейчас приличное место стало). Облизывала малочисленные каменные дольмены в его округе, какие-то ритуалы творила. Не вникал, честно. Но сооружения озадачили, применения этим доисторическим дотам — не придумал. Стал вопрос изучать…
Первые мысли
и соображения по части мегалитов (от греческого «большие камни») почерпнул от сэра Нормана Локайра, директора обсерватории солнечной физики в Лондоне. По совместительству, основателя научного журнала «Тайм». Сей ученый муж в 1890 году побывал в Греции и Египте, очень озаботился простым вопросом географической ориентацией древнейших храмов этих стран. Христианские церкви его родных европ традиционно смотрели на восток. А как было у древних культовых сооружений?
Самые поверхностные исследования с телескопом и компасом показали: египетские храмы ориентировались по солнцу (на летнее солнцестояние), но и звездное небо не забывали. Простыми расчетами видимого движения небосвода по отношению к Земле, с учетом прецессии земной оси — были сделаны первые попытки датировок монументов. Но… Результаты египетских исследований сэра Локайра, опубликованные в книге «Рассвет астрономии» в 1894 г., не были поддержаны египтологами.
Ученый плюнул на заносчивых археологов, обратил внимание на загадочные каменные памятники родной Британии, с которыми провозился несколько лет. Вел систематический поиск возможных соответствий между небесными телами и: шеренгами стоячих камней, линиями входных коридоров мегалитических гробниц, центрами каменных кругов. Его расчеты показали, многие из монументов служили для календарных измерений. А не для погребальных или ритуальных целей, как были все уверены.
Сэр Локайр довольно убедительно рассказывал: поросшие мхом и частично разрушенные монументы, типа Стоунхенджа, сооружались с целью включения визуальных линий (к восходу, закату и подъёму некоторых звёзд в поворотные дни года) в некий сводный календарь. Так поступали кельты, делившие год на восемь частей. Изучение самых разных объектов привели к еще одному «открытию». Оказалось, везде работали точно такие же правила, корректировались одинаковые календари.
Вывод был оригинален и прост: заниматься такими сложными счислениями могла только особая каста друидов-астрономов. Нетрудно догадаться, какую роль эти люди играли в обществе, что за статус у них был. Хотя идеями заинтересовались в научном обществе, но археологи смотрели почти враждебно на Локайра. Стереотип «дикости» доисторического общества был нерушим. Какая астрономия, побойтесь бога! С корешка на кролика перебивались в те времена!
Праздники «колеса года» у кельтов (Иллюстрация из открытых источников)Следы древнего знания.
Подобные астрономические мегалиты найдены были давно, повсеместно. На Британских островах, в северной Франции, на Мальте и восточном побережье США стоят загадочные мрачные камни. Постепенно данные накапливались, появилось убеждение: многие мегалитические каменные круги выравниваются по Солнцу и звездами, чтобы отметить времена года.
Эти ранние календари вполне точно предсказывали наступление сезонов: зимы, весны, лета, осени. Друиды, сверяясь с каменюками, широко оповещали округу — пора отмечать жертвоприношениями то или иное сельскохозяйственное событие. Не очень погруженные в азы астрономии современные обитатели диванов считают мегалиты сверхъестественными объектами или … (о Тенгри!), подарком темным людям. От инопланетян, ага.
Угар в нулевые малёха потух, поскольку появились понятные и простые методы реконструкций, объяснений алгоритмов действий доисторических астрономов. Археологи помогли, на примере того же Стоунхенджа показав… сей монструозный прибор не сразу построили. А долго «рихтовали», путем эксперимента добиваясь высокой степени точности настройки для наблюдений.
(Иллюстрация из открытых источников)Только в Европе сегодня насчитывается… около 35 000 мегалитов. Это множество астрономически каменных кругов, гробниц (кромлехов) и всяких стоячих камней. Сооружения построены между седьмым и пятым тысячелетием до наше эры, самые «молодые» — 1500 лет до РХ. В основном жмутся вдоль Атлантического и Средиземноморского побережий. Нетрудно догадаться, самый известный мегалит — Стоунхендж.
Считают некоторые горячие головы, что ему около 5000 лет. Чуть ли не самая первая обсерватория, из которой пошло по европам «тайное и великое» знание касты астрономов-друидов. Увы, это не так. Региональная традиция строительства мегалитов впервые возникла вдоль побережья Франции. Только потом перешагнула Канал, прочно закрепившись на Островах. А потом был обнаружен…
Самый древний мегалит.
Хотя вокруг знаменитого « Nabta Playa» не утихают споры, в анализ его стоит взять. Мегалит Набта-Плайя расположен в Африке, в 700-ах милях к югу от Великой Пирамиды Гизы в Египте. Был построен более 7000 лет назад, тому есть ряд добротных доказательств. Вполне может быть, мы имеем дело с самым древним каменным кругом, старейшей астрономической обсерваторией мира. Его строители… кочевники. Задача «обсерватории» — фиксация летнего солнцестояния и отсчет начала далекого сезона муссонов.
(Иллюстрация из открытых источников)История обнаружения интересна. В 1960-х годах Египет начал строительство огромной плотины вдоль Нила, сеть водохранилищ должна была затопить древние археологические объекты (историю с переносом храма Рамзеса II все помнят). ЮНЕСКО собрало многочисленную ватагу историков и археологов по всему миру, выделило небывалое финансирование на перемещение уже известных древних сооружений. На срочный поиск новых, которые могут поглотить воды на затопленных территориях.
В 1973 году бедуин и контрабандист Эйде Марифф обнаружил группу камней, похожих на большие каменные мегалиты. Привез туда своего работодателя, знаменитого американского археолога Фреда Вендорфа, с которым сотрудничал почти полтора десятка лет. Тот был помешан на древних эпохах Египта, еще до появления фараонов.
Вендорф сперва решил, что это природные образования. Но вовремя сообразил, что мегалит Набта-Плайя находится на месте очень-очень древнего озера, вода бы уничтожила постройку. Почти два десятка лет он регулярно возвращался к исследованию загадки, в начале 1990-х годов обнаружил странный круг камней. Предположил, что выравнивались они по звездам. Семь лет загадка не поддавалась, пока на сцене не появился некто Мальвилл, эксперт по археоастрономии из Америки. Дальше была мистика, попахивающая мистификацией. С «озарениями» и прочими атрибутами.
«Я обнаружил, что эти камни были частью выравнивания, которое излучалось из крупного Кургана (могильника). Куча этих мегалитов образовала покрытие гробницы, и оказалось, что каждый из мегалитов, которые мы нашли похороненными в осадочных породах, образовал линию, как спицы в колесе, расходящемся в стороны». (Малвилл)(Иллюстрация из открытых источников)
Методом проецирования звездного неба «в прошлое» обнаружилось, что каменный круг когда-то совпадал с Арктуром, Сириусом и Альфой Центавра, что-то не ладилось с созвездием Ориона. По движению Арктура получалось: звезда соответствовала каменному кругу Набта-Плайя примерно 4800 годам до нашей эры. В 1998-ом грянула статья с заголовком «Стоунхендж в Сахаре», наделав немало переполоха. Породив несколько околонаучных теорий, вплоть до самых бредовых.
Но бесстрастная археология посчитала: на протяжении голоцена (начиная с 12 тыс. лет до нашей эры) было несколько периодов, когда впадина Набта-Плайя заполнялась водой, там найдены сезонные стоянки охотников. В более поздние времена появились постоянные поселения с колодцами. Вместе с ними стали строиться астрономические мегалиты. Играли они роль пространственной навигации, еще задолго до времен земледелия.
Технологии.
Первым очень смелые предположения стал высказывать астроном Бостонского университета, доктор Джеральд Хоукинс. Ему принадлежит теория доисторических «хенджей». Мистер Хоукинс (с компьютерными выкладками) заявил: «Стоунхендж, несомненно, является древней обсерваторией».
Теории не поверили, но появился обзорно-аналитический труд по археологической астрономии (с выборкой около пяти сотен мегалитов) за авторством Александра Тома, профессора инженерии из Оксфорда. Его более чем 20-летние исследования стали рассматривать более серьезно.
Итак, что было введено в оборот:
- мегалиты проектировались по стандартной мере длины в 2,72 фута, Александр Том назвал это «мегалитическим ярдом»;
- очень многие постройки Англии именно так и строились. Возник вопрос: где хранился «эталон», изготавливались точные его копии. Это явно было, иначе неизбежен процесс возникновения нарастающих погрешностей;
- некоторые круги имели форму окружности, другие были более сложных геометрических форм (овалы и эллипсы, даже россыпи сложных дугообразных соединений). Их строители должны были хорошо разбираться в теоретической геометрии, знать о треугольниках Пифагора как минимум (за 2000 лет до древнегреческой математики);
- эта геометрия последовательно соответствует солнечным и лунным феноменам. Отряхнули пыль начала века с гипотез Локайра о восьмеричном солнечном календаре. Но дело оказалось куда сложнее: он оказался в два раза хитрее устроен, имел 16 отрезков внутри одного года;
- возникла версия о сети астрономических мегалитов вдоль Атлантического побережья: от Шетландских островов до Бретани в северной Франции. Предназначалось всё для точных наблюдений за движениями Луны и предсказанием ее затмений. На протяжении столетий… Однако.
В поисках касты астрономов.
Итак, самый резонный вопрос: на кой ляд это такими трудами это создавалось? Александр Том тоже размышлял в теме, но неоднозначные мотивы древних людей не раскрыл. Был уверен — это чисто научное любопытство. Жрецов-астрономов считал прообразами современных учёных. Как вариант: за этими интеллектуальными мотивами стояло эгоистичное желание повелевать своими сообществами. Мистически облекать свои знания о движении небесных светил в контроль, почитание, благоговение и страх…
Стали искать штаб-квартиры загадочных друидов. Даже в Мезаамерике. Археолог Юэн Маккай старался доказать: индейцы майя строили свои «храмы-города» для таких же астрономов-жрецов. Пытался провести нити аналогий к Стоунхенджу. Когда был исследован более крупный комплекс Даррингтон-уоллс, всего лишь в двух милях от Стоунхенджа, — забрезжила надежда.
В 1960-х годах нашли деревянные круги построек внутри нескольких «хенджей» Южной Англии. Не подумав — назначили храмовыми комплексами. Обжитость мест подтверждала многочисленная посуда с плоским дном (знаменитая «рифлёная посуда»).
Публицистика и газеты закрякали «утками» о некогда единой жреческой кампании, разделенных Атлантикой. Этаких астрономов-повелителей… Хотя основную часть теорий Тома и Маккая составляли лишь астрономические аргументы, постоянно шатающиеся под анализом астрофизиков.
Как могла тысячелетиями существовать огромная сеть мегалитических солнечных и лунных обсерваторий, укомплектованная жрецами-астрономами? Всегда купаться в достатке и почитании, получая всё необходимое от затрушенных и благодарных земледельцев? Теория поползла по швам. Да, доисторические народы везде и всегда интересовались движением Солнца и Луны, но научное общество жрецов-астрономов не отметилось вещественными и статистическими доказательствами.
(Иллюстрация из открытых источников)Общество майя, при детальном изучении, оказалось городским и светским. Разительно отличалось от общинного уклада Евразии. Жрецы играли важную роль, но всего лишь сопутствующую. А «храмовые комплексы мега-хенджей»… оказались не роскошными жилищами, а деревянными аналогами мегалитических монументов для проведения ритуалов. Позже нашли поселения, битком набитые «рифленой посудой». Ничего не указывало на принадлежность жителей к жреческому сословию.
Очень скоро гипотезу Александра Тома и Маккая разобрали на мелкие рыбьи кости. Но интерес к ним сохраняется, есть немало форумов, где астрофизики-оптимисты меряются формулами и гипотезами математического анализа. Пока же крепнет такое убеждение научное: это культовые сооружения. Потому что, астрономические соответствия все чаще расшифровываются во многих древних погребениях (циклы движения Солнца и Луны).
Это прямой отсыл к верованиям, завязанных на круговое движение человеческой жизни: от рождения до смерти. Вплоть до первых попыток придумать реинкарнацию. Вполне подтверждается самым знаменитым погребением, ориентированным на светило, возрастом в 3 с половиной тысячи лет. Массивная каменная гробница в местечке Ньюгрейндж (Ирландия), о ней будем говорить отдельно.
(Иллюстрация из открытых источников)Астрономия или нет?
Пока нет ни одного мегалита, где бесспорно наука согласится: здесь проводились точные астрономические измерения или предсказания затмений. Но везде просматривается непосредственная связь небесных тел с похоронными церемониями. Очень уж часто археологи находят следы человеческих кремаций и осколки белого кварца, символизирующие призрачный лунный свет.
Да, древнейшие жители Евразии очень пристально наблюдали за небосводом 5000 лет назад. Если была астрономия, то чаще всего носила практический характер пространственного ориентирования и религиозных культов посмертия. Но… тему не закрываю, есть очень серьезные исключения из правил. Даже на территории современной России. Поэтому…
Продолжение следует.
Больше интересных статей здесь: Космос.
Источник статьи: Мистика каменных мегалитов: древняя каста астрономов. ?.