Загадка каменных гигантов: были ли древние мегалиты обсерваториями тайной касты астрономов?

Мой интерес к монументальным каменным сооружениям древности зародился довольно необычно — под влиянием увлечений моей девушки. В девяностые годы, начитавшись популярной тогда беллетристики Владимира Мегре, она погрузилась в мир эзотерики. Это привело нас в окрестности Геленджика, где небольшая группа последователей «учения» проводила ритуалы у местных дольменов. Вид этих древних, похожих на доты, сооружений вызвал у меня вопрос: для чего они на самом деле были построены? Это и стало началом моего исследования.

(Иллюстрация из открытых источников)

Пионер археоастрономии: сэр Норман Локайр

Первые научные гипотезы о назначении мегалитов (от греческого «большие камни») я обнаружил в работах сэра Нормана Локайра, директора обсерватории солнечной физики в Лондоне и основателя журнала «Nature». В 1890-х годах, исследуя храмы Древнего Египта и Греции, он обратил внимание на их строгую астрономическую ориентацию — в отличие от христианских церквей, смотрящих на восток. Используя телескоп и компас, Локайр пришел к выводу, что многие древние сооружения были сориентированы на ключевые точки солнечного и звездного цикла, например, на день летнего солнцестояния.

Расчеты, учитывающие прецессию земной оси, позволили ему даже предложить новые датировки памятников. Однако его книга «Рассвет астрономии» (1894 г.) была встречена египтологами в штыки. Не найдя поддержки, Локайр обратился к загадочным каменным памятникам родной Британии.

Многолетние исследования Стоунхенджа и других мегалитов привели его к революционной для того времени мысли. Он предположил, что ряды стоячих камней, коридоры гробниц и центры каменных кругов служили не для ритуалов или погребений, как считалось, а для точных календарных измерений. По его мнению, эти сооружения были гигантскими астрономическими приборами, отмечавшими восходы и закаты светил в поворотные дни года, подобно кельтскому календарю, делившему год на восемь частей.

Локайр сделал смелый вывод: создавать и использовать такие сложные инструменты могла лишь особая каста жрецов-астрономов (друидов), обладавшая в обществе огромным статусом и властью. Несмотря на интерес со стороны некоторых ученых, археологическое сообщество отвергло эти идеи, считая доисторическое общество слишком примитивным для таких знаний.

Праздники «колеса года» у кельтов (Иллюстрация из открытых источников)

Следы древнего знания: мегалиты как обсерватории

Со временем данные накапливались. Загадочные каменные круги, найденные на Британских островах, в Северной Франции, на Мальте и даже на восточном побережье США, все чаще интерпретировались как астрономические сооружения. Считается, что они служили точными календарями, предсказывавшими смену сезонов. Жрецы, наблюдая за небом через эти «каменные визиры», могли объявлять о времени начала сельскохозяйственных работ или проведения ритуалов.

В нулевые годы интерес к мистическим и инопланетным версиям происхождения мегалитов поутих. Археологи, на примере того же Стоунхенджа, показали, что эти сооружения не были построены за один раз. Их долго «настраивали» и модифицировали, экспериментальным путем добиваясь все большей точности наблюдений.

(Иллюстрация из открытых источников)

Только в Европе сегодня насчитывается около 35 000 мегалитов — кругов, гробниц (кромлехов) и отдельно стоящих камней (менгиров). Они строились в период с седьмого по второе тысячелетие до нашей эры, в основном вдоль атлантического и средиземноморского побережий. Хотя Стоунхендж — самый известный, традиция их возведения зародилась, вероятно, на территории современной Франции и лишь потом распространилась на Британские острова.

Набта-Плайя: древнейшая обсерватория в Сахаре?

Особое место в этой истории занимает Набта-Плайя — мегалитическое сооружение в Африке, в 700 милях к югу от Каира. Построенное более 7000 лет назад, оно может считаться одним из древнейших каменных кругов в мире. Его создателями были, по-видимому, кочевники, а целью — фиксация летнего солнцестояния и предсказание сезона муссонов, жизненно важного для выживания в регионе.

(Иллюстрация из открытых источников)

Обнаружили его в 1973 году благодаря масштабным спасательным археологическим работам, связанным со строительством Асуанской плотины. Американский археолог Фред Вендорф, долгое время изучавший памятник, сначала счел камни природным образованием. Лишь в 1990-х годах был выявлен круг, предположительно ориентированный на звезды. Разгадку помог найти эксперт по археоастрономии Мальвилл. Он обнаружил, что камни образуют линии, подобные спицам колеса, расходящиеся от центрального кургана.

Реконструкция звездного неба прошлого показала, что круг мог совпадать с положением ярких звезд: Арктура, Сириуса и Альфы Центавра около 4800 года до н.э. Статья 1998 года под названием «Стоунхендж в Сахаре» вызвала большой резонанс, породив как научные дискуссии, так и множество псевдонаучных теорий. Археологические данные подтвердили, что в этом районе существовали сезонные стоянки, а позже — постоянные поселения, жители которых могли использовать мегалиты для навигации и отсчета времени.

(Иллюстрация из открытых источников)

Технологии строителей: мегалитический ярд и сложная геометрия

В XX веке гипотезы Локайра получили развитие. Астроном Джеральд Хоукинс с помощью компьютерного анализа подтвердил астрономическую функцию Стоунхенджа. Но настоящий прорыв совершил Александр Том, профессор инженерии из Оксфорда, посвятивший более 20 лет изучению мегалитов. Его исследования выявили удивительные факты:

  • Многие мегалиты Британии строились по стандартной единице длины — 2,72 фута, которую Том назвал «мегалитическим ярдом». Это говорит о существовании единой системы мер и, возможно, централизованного контроля за строительством.
  • Планы сооружений были не просто кругами. Встречаются сложные овалы, эллипсы и композиции из дуг, для построения которых требовалось знание геометрии, в том числе принципов, позже описанных Пифагором.
  • Эта геометрия тесно связана с солнечными и лунными циклами. Том развил идею Локайра, обнаружив, что календарная система могла делить год не на 8, а на 16 частей.
  • Возникла гипотеза о существовании целой сети обсерваторий вдоль Атлантического побережья, от Шетландских островов до Бретани, предназначенной для наблюдения за Луной и предсказания затмений.
(Иллюстрация из открытых источников)

В поисках касты: жрецы-астрономы или общинные строители?

Главный вопрос: кто и зачем тратил колоссальные усилия на возведение этих сооружений? Александр Том склонялся к версии о научном любопытстве древних «ученых». Другие видели в этом инструмент власти: жрецы, монополизировавшие знание о небе, могли управлять обществом через страх и благоговение.

Поиски «штаб-квартиры» этой гипотетической касты привели ученых даже в Мезоамерику, к индейцам майя. Надежды возродились, когда в 1960-х годах недалеко от Стоунхенджа обнаружили Даррингтон-Уоллс — огромный комплекс с деревянными кругами, который сочли ритуальным центром. Находки характерной керамики навели на мысль о единой жреческой культуре.

Однако при детальной проверке эта стройная теория дала трещину. Общество майя оказалось светским и городским, а «храмовые комплексы» Британии — не роскошными жилищами жрецов, а местами общественных ритуалов. Поселения с той же керамикой не показали признаков социального элитаризма. Гипотезу Тома и его последователей подвергли жесткой критике.

(Иллюстрация из открытых источников)

Сегодня крепнет иная точка зрения. Многие мегалиты, особенно гробницы, действительно имеют астрономические ориентировки, но связаны они в первую очередь с погребальными культами и представлениями о цикличности жизни, смерти и возрождения. Яркий пример — гробница Ньюгрейндж в Ирландии (около 3200 г. до н.э.), куда в день зимнего солнцестояния луч солнца проникает в центральную камеру.

Астрономия или религия? Итоги поисков

На сегодняшний день нет ни одного мегалита, который бы бесспорно и исключительно признавался научным сообществом как обсерватория для точных расчетов. Чаще всего астрономические alignments (ориентировки) вплетены в религиозный контекст. Археологи находят в таких местах следы кремаций, ритуальные захоронения и осколки белого кварца, возможно, символизирующего лунный свет.

Таким образом, древние народы, безусловно, внимательно наблюдали за небом 5000 лет назад. Но их «астрономия», скорее всего, носила прикладной и сакральный характер: помогала ориентироваться в пространстве и времени, а также была неотъемлемой частью верований о загробной жизни и космическом порядке. Однако тема остается открытой, и исключения, заставляющие задуматься, существуют даже на территории России.

Продолжение следует.

Больше интересных статей здесь: Космос.

Источник статьи: Мистика каменных мегалитов: древняя каста астрономов. ?.