
Картина Михаила Нестерова «За приворотным зельем» (1888) служит яркой иллюстрацией темы.
Вера в сверхъестественное как часть быта
В дореволюционные времена вера в магию и непознанное была глубоко укоренена в народном сознании. Люди часто объясняли жизненные неудачи, особенно в сфере любви и брака, происками тёмных сил. Решение подобных проблем также искали на оккультном поприще. Вопреки современным стереотипам, любовной магией активно пользовались не только женщины, но и мужчины. Суеверия были повсеместными и не зависели от пола. Хотя официальная церковь и общественная мораль осуждали подобные практики, это не мешало широкому хождению рукописных и печатных сборников заговоров. В каждой деревне существовали свои местные ритуалы и приметы. Кто-то пытался совершить обряд самостоятельно, другие обращались к признанным знатокам — колдунам и ведьмам.
Структура и язык любовных заговоров
Тексты заговоров, несмотря на разнообразие, следовали общей схеме. Они часто начинались с традиционной формулы: «встану я, благословясь, пойду, перекрестясь...» в чисто поле, к синему морю или на восток. Далее следовало обращение к посреднику — животному, стихии, святому или даже библейскому персонажу. Основная часть заклинания заключалась в просьбе наслать на жертву мучительные состояния: «тоску» (которая воспринималась как живая сущность), «сухоту», бессонницу, ломоту в костях, потерю аппетита или, наоборот, ненасытность. Целью было сделать жизнь объекта невыносимой в отсутствие заказчика, вынудив его или её искать утешения именно у этого человека.
Яркий пример — заговор из книги А. Е. Бурцева «Народный быт великого Севера» (1897), где подробно описывается, как «тоски» должны вселиться во все части тела жертвы, заставляя её тосковать, рыдать и не находить покоя ни днём, ни ночью, пока она не ответит взаимностью.

Константин Савицкий в своей работе «С нечистым знается» (1879) также обращался к теме суеверий.
Ритуальные ингредиенты: от пота до крови
В обрядах активно использовались телесные субстанции. Например, пот, собранный в бане, могли подмешивать в еду или питье избранника. Пищу для этого специально носили под мышкой. Существовали и более отталкивающие компоненты, такие как менструальная кровь, которую женщины могли тайно добавлять в еду мужчинам — в одних регионах для приворота, в других — чтобы навредить. Работали и с «следом» человека — отпечатком ноги в грязи, который считался мощным магическим объектом.
Мифические образы и «закрепы»
Завершались заговоры особыми «закрепительными» формулами, призванными сделать слово нерушимым. Часто в них фигурировал мифический бел-горюч камень Алатырь, лежащий на границе миров и дарующий силу. Фраза «Слово же мое крепко, как бел горюч камень Алатырь» была стандартным клише. Иногда обряд завершали простым «Аминь». Интересно, что в текстах могли соседствовать обращения и к христианским святым, и к нечистой силе, что, вероятно, было попыткой «легализовать» колдовской акт в собственных глазах.
Талисманы и ритуалы с животными
Как описывает этнограф С. В. Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903), особая сила приписывалась талисманам из животных. «Косточка-невидимка» из чёрной кошки или «косточки-счастливки» из лягушек, вываренных или оставленных в муравейнике, считались могущественными средствами для приворота или, наоборот, отворота. В ритуалах использовались и органы животных: птичьи сердца (голубиные, воробьиные), а также половые органы собак, котов, свиней. Архивные находки, например, заметки ссыльного эсера А. А. Савельева, содержат шокирующие свидетельства таких практик.
Угасание традиции
К концу XIX века, как отмечал Максимов, вера в магию начала ослабевать, особенно в городах. Колдовские ритуалы стали уделом преимущественно деревенских женщин, превращаясь в пережиток уходящей эпохи.
Использованные источники:
Бурцев А. Е. «Народный быт великого Севера» (1897)
Кляус В. Л. «Сердца птиц и половые органы животных как средства любовной магии»
Максимов С. В. «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903)
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: О любовной магии до революции.