Как SS Californian упустил шанс спасти Титаник

Мы все знаем эту историю: «Титаник», айсберг, оркестр играет до конца, Леонардо Ди Каприо трагически замерзает. Но настоящая трагедия той ночи — это не сам айсберг и не отсутствие биноклей у впередсмотрящих. Трагедия в том, что спасение было рядом. Буквально в 10 милях.

Там, среди льдов, дрейфовал пароход SS «Californian». И пока на «Титанике» полторы тысячи человек готовились к смерти в ледяной воде, экипаж «Californian» просто смотрел на это с безопасного расстояния.

14 апреля 1912 года в Северной Атлантике как будто столкнулись два подхода к жизни. На «Титанике» царил капитан Эдвард Смит — «капитан миллионеров», любимец светской публики. Он гнал свой новейший лайнер на полной скорости (около 22 узлов) через известное ледяное поле, даже не протестировав толком, как эта махина управляется. На «Californian» был капитан Стэнли Лорд — суровый, авторитарный профессионал, который, увидев лед, благоразумно остановил судно на ночь. Лучше опоздать, чем утонуть, решил он.

Капитан Стэнли Лорд

Казалось бы, Лорд всё сделал правильно. Но дальше началась цепь бюрократического идиотизма и человеческого безразличия. В 11 вечера радист «Californian» Сирил Эванс попытался предупредить «Титаник» о льдах. Но радист «Титаника» Джек Филлипс был занят. Он отправлял платные телеграммы богатых пассажиров на мыс Рейс (по сути, смски: «Прибываем в среду», «Все отлично», «Выиграл в покер»). Когда Филлипс получил сигнал от Эванса, то просто отмахнулся от него, поскольку и так был по уши в работе». Эванс, не получив благодарности, просто выключил радио и лег спать. Через 10 минут «Титаник» врезался в айсберг.

Но самое печальное случилось потом. Офицеры на мостике «Californian» увидели, как судно на горизонте (они видели его огни) остановилось и начало пускать белые ракеты. Одну за другой. Восемь штук. Белая ракета в море — это сигнал бедствия. Это крик о помощи.

Обратите внимание: На практике, туалетная бумага могла спасти жизнь, если все делать быстро.

Офицеры разбудили капитана Лорда. И что он спросил? «Это сигналы компании?» (то есть, просто опознавательные салюты корабля другой линии). Офицеры замялись: «Не знаем, но они белые». Не получив внятного ответа, капитан Лорд... перевернулся на другой бок и уснул.

Его будили дважды. Ему докладывали о ракетах. Офицеры на палубе нервничали, обсуждая, что «корабли не пускают ракеты просто так». Но никто не решился нарушить субординацию и растолкать капитана. А сам Лорд не встал. Он не приказал разбудить радиста (который мог бы включить аппарат и услышать истеричные SOS с «Титаника»). Он просто решил, что это не его проблема.

Для сравнения: капитан Артур Рострон на судне «Карпатия», услышав сигнал бедствия за 58 миль, тут же развернул свой корабль, выжал из машин все силы, разогнавшись до 17 узлов (рискуя взорвать котлы), и гнал через тот же лед вслепую. Он понимал, что каждая минута — это чья-то жизнь. Он прибыл через 4 часа и спас 700 человек. Лорд был в 10 милях. Ему нужно было меньше часа. Он мог быть там до того, как «Титаник» ушел под воду. Он мог спасти почти всех.

Капитан Лорд проснулся только утром, включил радио и узнал, что «непотопляемый» лайнер затонул. Его осторожность спасла его судно от льда, но его безразличие уничтожило его репутацию. До конца дней он оправдывался, говорил о «третьем судне» и оптических иллюзиях. Но факт остается фактом: он знал про ракеты и не сделал ничего.

***********************
Подпишись на мой канал в Телеграм - там доступны длинные тексты, которые я не могу выложить на Пикабу из-за ограничений объема.

А в TRIBUTE, на SPONSR или на GAPI ты найдешь эксклюзивные лонгриды, которых нет в открытом доступе (кому какая площадка привычнее)!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как SS Californian упустил шанс спасти Титаник.