Два лика князя: история реконструкции внешности Андрея Боголюбского

Фигура Андрея Боголюбского, князя, перенесшего столицу Руси во Владимир и заложившего основы будущей государственности Северо-Восточной Руси, всегда привлекала внимание. Однако не меньший интерес, чем его деяния, вызывала его внешность. Образ князя, знакомый многим по учебникам, — с выраженными скулами и узким разрезом глаз — во многом является результатом научной парадигмы середины XX века.

Основа для «восточной» версии

Главным аргументом в пользу наличия у Андрея Боголюбского азиатских черт стало его происхождение по материнской линии. Его отцом был Юрий Долгорукий, представитель рода Рюриковичей. А матерью — половецкая княжна, дочь хана Аепы Осеневича.

Этот брак был политическим союзом, заключенным в 1108 году дедом Андрея, Владимиром Мономахом, для умиротворения южных границ. На протяжении долгого времени в исторической науке доминировало представление о половцах как о народе исключительно монголоидного типа. Эта установка и легла в основу первой научной реконструкции.

В 1940-х годах известный советский антрополог Михаил Герасимов, основоположник метода восстановления лица по черепу, провел исследование останков князя. Останки были извлечены из Успенского собора во Владимире. Основываясь на строении черепа и историческом факте о половецком происхождении матери, Герасимов создал скульптурный портрет.

Обратите внимание: История создания..

В отчете отмечалось, что череп в целом европеоидный, однако лицевой скелет, особенно в области орбит, носа и скуловых костей, имеет «несомненные элементы монголоидности».

Эта реконструкция, выполненная авторитетным ученым, на десятилетия стала каноническим изображением Андрея Боголюбского и прочно вошла в массовое сознание, в том числе через школьные учебники.

Пересмотр данных о половцах

Современная наука более осторожно подходит к однозначным выводам о внешности половцев (также известных как кипчаки или куманы). Во-первых, это был не единый этнос, а крупный союз кочевых племен. Во-вторых, сохранились письменные свидетельства современников, идущие вразрез с идеей об их тотальной монголоидности.

Например, арабский ученый XIV века аль-Омари, описывая половцев, указывал на их нетипичную для кочевников Азии внешность, упоминая белокурые и рыжие волосы. Китайские источники также сообщают о представителях этого народа, имевших голубые глаза и рыжеватые волосы. Вероятно, половцы представляли собой смешанный в антропологическом отношении народ, среди которого был широко распространен и европеоидный тип. Кроме того, как отмечают историки, даже при наличии смешанных корней, Андрей Боголюбский мог попросту не унаследовать основные внешние черты своей матери.

Новейшие исследования: 2007 год

Точку в споре о чертах лица князя поставила экспертиза, проведенная уже в XXI веке. В 2007 году по инициативе Московского Фонда международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого специалисты Российского центра судебно-медицинской экспертизы провели повторное, более глубокое обследование останков князя с использованием современных технологий.

Выводы этой комиссии кардинально отличались от заключений Герасимова. Эксперты установили, что Андрей Боголюбский принадлежал к числу типичных представителей среднеевропейского варианта большой европеоидной расы. Этот антропологический тип, как отмечается в исследовании, наиболее распространен среди населения России, Украины, Беларуси, а также у чехов, других славянских народов и у немцев.

Для данного типа характерны светлая пигментация кожи и волос, средний рост, прямые или волнистые волосы и прямая спинка носа. Согласно заключению 2007 года, присутствие каких-либо монголоидных черт в его внешности полностью исключено.

***********************
Подпишись на мой канал в Телеграм - там доступны длинные тексты, которые я не могу выложить на Пикабу из-за ограничений объема.

А в TRIBUTE, на SPONSR или на GAPI ты найдешь эксклюзивные лонгриды, которых нет в открытом доступе (кому какая площадка привычнее)!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Два лика князя: история реконструкции внешности Андрея Боголюбского.