Храм Артемиды в Эфесе: история строительства, величия и гибели Чуда Света

Добро пожаловать, уважаемые читатели! В рамках нашего цикла о Семи чудесах света мы уже рассмотрели Колосса Родосского, Александрийский маяк и Галикарнасский мавзолей. Сегодня мы отправимся в античную эпоху, чтобы изучить историю четвертого легендарного Чуда — величественного Храма Артемиды в Эфесе. Наш рассказ начнется с самой богини, которой был посвящен этот храм.

Артемида: богиня охоты, плодородия и дикой природы

Культ Артемиды уходит корнями в глубокую древность, задолго до классической греческой цивилизации. Исследователи видят ее прообраз в образах «Владычицы зверей» из минойской и микенской культур, изображения которой датируются II тысячелетием до нашей эры. Греки ассимилировали этот древний образ, включив Артемиду в свой пантеон как дочь Зевса и Лето, сестру-близнеца Аполлона. Уже в гомеровских поэмах она предстает как могущественное и сложившееся божество. Таким образом, поклонение Артемиде в различных формах существовало на территории Греции с бронзового века, а ее классический олимпийский образ сформировался к VIII–VII векам до н. э.

Для древних греков Артемида олицетворяла неукротимую и фундаментальную силу дикой природы. Она представлялась вечно юной девой-охотницей, которая с луком и стрелами, в сопровождении нимф и своры собак, носилась по лесам и горам. Ее гнев был стремительным и смертоносным, что ярко иллюстрирует миф об Актеоне. Юноша, случайно увидевший богиню обнаженной во время купания, был превращен ею в оленя и растерзан собственными псами. Этот миф подчеркивал ключевую идею: Артемида охраняла неприкосновенность дикой природы и свою собственную девственность, символ абсолютной независимости.

Однако роль Артемиды в жизни греков не сводилась только к охоте. Будучи «госпожой зверей», она также выступала защитницей всего живого, особенно молодняка животных. Она могла наслать болезнь и внезапную смерть, но также и отвращала зло. Как сестра Аполлона-целителя, она почиталась как защитница от недугов. Кроме того, Артемида стала одной из главных покровительниц женщин и деторождения. Ее призывали как «помощницу в родах», что связано с мифом о том, как она, будучи новорожденной, помогла своей матери Лето родить Аполлона. Таким образом, сама не познав материнства, она стала повитухой и защитницей рожениц. Успешные роды рассматривались как дар богини.

Культ Артемиды был невероятно широко распространен. Для греков она была необходима как олицетворение порядка в диком мире природы, как защитница в ключевые моменты жизни и смерти, и как суровая, но справедливая сила, напоминавшая о хрупкости человеческого существования перед лицом вечной и могущественной природы.

Строительство храма: инженерный подвиг античности

Решение о возведении легендарного храма в честь Артемиды было принято в середине VI века до нашей эры в Эфесе, городе, находившемся тогда под сильным влиянием Лидийского царства. Главным покровителем и спонсором этого грандиозного проекта выступил лидийский царь Крез, чье имя стало синонимом несметных богатств. Историк Геродот прямо указывает на щедрость Креза, жертвовавшего значительные средства на строительство храмов в греческих святилищах, включая Эфес.

Строительство началось около 550 года до н. э. под руководством знаменитого критского архитектора Херсифрона из Кносса. Ему и его сыну Метагену пришлось столкнуться с колоссальными инженерными вызовами. Главной проблемой была болотистая, неустойчивая почва, совершенно не подходившая для возведения массивного сооружения. Гениальность Херсифрона проявилась в том, что он решил не бороться с природой, а использовать ее себе во благо. Он предположил, что мягкий, пропитанный водой грунт будет работать как амортизатор во время частых в регионе землетрясений. Чтобы тяжелый мраморный храм не погружался в трясину, был вырыт гигантский котлован, который, согласно античным источникам, заполнили смесью древесного угля и овечьей шерсти. Этот материал должен был служить упругим и устойчивым фундаментом, распределяющим нагрузку.

Транспортировка и установка огромных мраморных блоков и колонн также представляла собой невероятную трудность. Римский архитектор Витрувий описывал, как Херсифрон для перевозки многометровых колонн придумал вставлять в их торцы мощные деревянные оси, превращая их в подобие гигантских катушек, которые катили сотни рабочих по специально проложенной дороге. Когда же дело дошло до укладки архитрава — массивной каменной балки, перекрывавшей пространство между колоннами, — Метаген применил другую хитроумную технологию. Он приказал подвесить каменные блоки на деревянных лесах и постепенно засыпать их мешками с песком. Песок медленно высыпался, и архитрав так же плавно опускался на свое место.

Строительство продолжалось около двух столетий. К сожалению, ни Херсифрон, ни Метаген не дожили до завершения своего грандиозного детища. Работы были окончательно завершены греческими архитекторами Деметрием и Пионием около 380 года до н. э.

Архитектура и роль храма в жизни Эфеса

Храм Артемиды в Эфесе был одним из самых больших и знаменитых храмов античного мира. Центральным помещением храма была целла, где хранилась древняя статуя богини, окруженная «лесом» из многочисленных колонн.

Обратите внимание: Боевая слава отечественного танка Т-34-85 перешагнула далеко за пределы Великой Отечественной войны, ибо машина отметилась чуть ли не во всех уголках света, сражаясь от Африки до Азии.

Согласно свидетельству Плиния Старшего, 127 колонн, высотой около 18 метров каждая, стояли в девять рядов по длине и в четыре по ширине храма, создавая впечатление бесконечной, величественной колоннады. Они несли на себе массивную мраморную крышу и архитрав.

Уникальность храма заключалась не только в его масштабах. Многие колонны были настоящими произведениями искусства. Тридцать шесть из них, как уточняет Плиний, в нижней части были украшены рельефами в человеческий рост, вероятно, изображавшими сцены из греческих мифов.

Но главной святыней храма была статуя Артемиды Эфесской, разительно отличавшаяся от классического образа стройной охотницы. Эфесская Артемида была архаичной богиней-матерью, владычицей зверей и покровительницей плодородия. Ее деревянная статуя, возможно, обшитая золотом и слоновой костью, имела необычный вид: тело от шеи до ног было покрыто множеством округлых выпуклостей. Древние авторы интерпретировали их как «многочисленные сосцы», символизирующие питающую силу природы. Хотя современные исследователи предполагают, что это могли быть украшения в виде янтарных подвесок или даже бычьи яички как символы жертвоприношения, именно образ «многогрудой» богини закрепился в истории. Нижняя часть ее тела была сужающейся, на голове красовалась высокая корона в виде городских стен, а руки были простерты вперед в жесте благословения и принятия даров.

Храм был не просто религиозным центром — он являлся сердцем общественной и экономической жизни Эфеса. Под его сводами не только совершались жертвоприношения и религиозные церемонии, но и велись деловые переговоры, хранились городская казна и частные ценности, заключались контракты. Он функционировал как один из первых в мире банков, пользуясь правом неприкосновенности и доверием всего эллинского мира.

Гибель храма: от огня до забвения

Гибель храма Артемиды была многоступенчатым процессом, растянувшимся на многие века. Первый сокрушительный удар был нанесен в 356 году до нашей эры. Согласно преданию, некий Герострат, движимый болезненной жаждой бессмертной славы, поджег храм. Огонь, пожиравший смолистые балки кедрового дерева и раскалявший мрамор, уничтожил сооружение практически полностью. Интересно, что это кощунство случилось в ту самую ночь, когда в Македонии родился Александр Великий. Позже эфесяне объясняли это совпадение так: богиня была так занята рождением будущего царя, что отвлеклась и не уберегла свой дом. Жители Эфеса, потрясенные святотатством, казнили Герострата и попытались предать его имя забвению, официально запретив его упоминать. Однако, несмотря на запрет, имя Герострата дожило до наших дней как символ бессмысленного разрушения.

Храм был разрушен, но он был слишком важен для эллинистического мира, чтобы исчезнуть навсегда. Началось его возрождение, которое, по легенде, финансировал сам Александр Македонский, предложивший покрыть все расходы при условии, что в храме будет увековечено его имя. Эфесяне, проявив дипломатическую изворотливость, вежливо отклонили предложение, но оставили за собой право использовать его дары. Новый храм, отстроенный архитектором Хейрократом, был еще грандиознее прежнего.

Второй серьезный удар нанесла эпоха великого переселения народов. В 263 году нашей эры, в разгар кризиса Римской империи, на богатые малоазийские берега напало германское племя готов. Они ворвались в святилище, разграбили его, унеся золото, серебро и драгоценные приношения многих поколений, и, вероятно, значительно повредили само здание. Храм выжил, но это было начало его долгого угасания.

Окончательную же гибель храму Артемиды принесло не варварское нашествие, а новая религия — христианство. К IV веку нашей эры, когда император Феодосий I объявил язычество вне закона, великий храм стал восприниматься не как памятник культуры, а как оплот ненавистного идолопоклонства. Храм был закрыт, богослужения запрещены, а его камни стали методично разбирать на строительные материалы для новых христианских церквей, мостов и крепостных стен. Со временем от крыши храма ничего не осталось, что открыло сердцевину здания для разрушительного действия дождей и ветров.

Последний, заключительный акт разрушения совершила природа. Река Каистр (ныне Малый Мендерес), веками несшая ил, медленно, но верно поглощала руины. Остатки колонн, статуй и стен постепенно уходили в топь, скрываясь под слоями грязи и ила, пока от величайшего чуда не осталось лишь пустынное место. Сегодня на месте храма стоит одна-единственная колонна, собранная в XX веке из обломков, найденных на болотистой почве.

На этом заканчивается мой рассказ о четвертом Чуде Света — надеюсь, он вам показался интересным. В следующий раз я расскажу про третье Чудо — статую Зевса в Олимпии.

P.S1 Уважаемые читатели! Позвольте Вас немного отвлечь от исторической тематики. Я по образованию инженер-проектировщик и мне бы хотелось запустить серию постов, посвященных моей профессии, но не знаю насколько был бы интересен Вам этот контент. Свой пилотный выпуск хотел бы начать с основ проектирования — начиная с теплотехнического расчета зданий. С этого расчета обычно и начинались все мои проекты, так как «сбор тепловых нагрузок» первостепенная задача в начале проектирования. И заранее спасибо Вам за вашу поддержку!

Всего голосов:

P.S 2 Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! И пишите в комментариях — по каким событиям вы бы хотели еще увидеть статьи)

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Четвертое античное Чудо Света - Храм Артемиды Эфесской «Многогрудой». Как христианство погубило Легендарное Чудо Света.