31 октября 1589 года в немецком городке Бедбург под Кёльном состоялось зрелищное и жестокое событие. Толпа собралась не на праздник, а на публичную казнь, которая была проведена с особой изощренностью. Петера Штумпфа привязали к колесу, терзали раскаленными щипцами, ломали конечности тупым топором и в завершение отрубили голову. Повод для такой жестокости, согласно официальным заявлениям, был необычен: казненного обвиняли в том, что он был оборотнем.
Официальная легенда: договор с дьяволом
Обвинения против Штумпфа звучали как сюжет для страшной сказки. Ему вменяли 25 лет террора, в течение которых он, превращаясь в волка, убил и якобы съел 16 человек, включая женщин, детей и даже собственного сына. Дополняли картину обвинения в инцесте с дочерью, связи с суккубом и занятиях колдовством. Основным источником этой истории стал не судебный протокол (который таинственно исчез), а 16-страничный бульварный памфлет — аналог желтой прессы XVI века. В нем подробно описывалось, как Дьявол даровал Петеру волшебный пояс, надевая который он превращался в свирепого волка с горящими глазами. По версии памфлета, оборотня поймали, когда во время облавы загнанный волк снял пояс и предстал в человеческом облике. «Неопровержимым» доказательством послужило совпадение: у зверя отрубили левую лапу, а у Штумпфа отсутствовала левая кисть. Под пытками он во всем «сознался».
Рациональное объяснение: маньяк или психическое расстройство
Современные исследователи отбрасывают мистическую составляющую. Наиболее вероятным кажется, что Штумпф был серийным убийцей. Его идентификация с оборотнем могла быть порождена слухами или психическим расстройством, известным как клиническая ликантропия, при котором человек искренне верит в свою способность превращаться в зверя. Для Германии той эпохи такие случаи не были редкостью — историки документировали около 300 судов над «оборотнями».
Обратите внимание: «Стальной охотник» больше не нужен в World of Tanks.
Политический контекст: заговор и козел отпущения
Однако существует и третья, наиболее циничная версия, которая ставит под сомнение саму суть обвинений. Она рассматривает дело Штумпфа как политическую провокацию. События разворачивались в 1589 году, сразу после окончания Кёльнской войны (1583-1588) — ожесточенного религиозного конфликта между католиками и протестантами. Штумпф, вероятно, был не бедным крестьянином. Его настоящее имя, предположительно, Абал Грисволд, а прозвище «Штумпф» («обрубок») он получил из-за травмы руки. Он был состоятельным фермером и, что критически важно, протестантом. Власть в Бедбурге только что перешла к католикам, и новый правитель, архиепископ Кёльнский, лично присутствовал на казни. Публичная и ужасающая расправа над богатым протестантом, обвиненным в союзе с Дьяволом, стала мощным пропагандистским инструментом. Она должна была запугать инаковерующих и укрепить авторитет новой власти. Кроме того, это открывало возможность конфискации имущества казненного. Что касается жертв, приписываемых оборотню, то их смерть могла быть результатом деятельности мародеров-наемников, оставшихся после войны, а следы на телах — работой обычных волков, привыкших к человеческой плоти за годы конфликта.
Таким образом, «монстр из Бедбурга», скорее всего, был не мифическим оборотнем, а обычным человеком, ставшим удобным козлом отпущения в политических играх. Его жуткая казнь стала не актом возмездия, а расчетливым спектаклем для устрашения и утверждения власти.
***********************
Подпишись на мой канал в Телеграм - там доступны лонгриды, которые я не могу выложить на Пикабу из-за ограничений объема.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Дело об оборотне: кому был нужен «монстр из Бедбурга»?.