Туринская плащаница. Западный мыслитель 14 века Николай Орезмский о Туринской плащанице

https://rodina-history.ru/2025/09/02/obnaruzhen-dokument-xiv...

02 сентября 2025

автор: Татьяна Лаврухина

В журнале Journal of Medieval History опубликовано исследование, которое представило самое раннее известное письменное свидетельство против ее подлинности. Об этом пишет Phys org.

Авторы исследования нашли текст уважаемого нормандского мыслителя XIV века Николая Орезмского (Nicole Oresme) - будущего епископа Лизье, известного своими трудами по математике, астрономии и философии.
В одном из трактатов он прямо называет плащаницу из французской деревни Лире "очевидной подделкой", созданной священниками ради прибыли.

Николай Орезмский писал, что не обязан верить тем, кто утверждает о чудесах, поскольку духовенство нередко вводит людей в заблуждение ради пожертвований.
В качестве примера он упоминает "саван Господа", который выставлялся в Лире (позже именно этот предмет станет известен как Туринская плащаница).

Этот документ датируется примерно 1370-ми годами и оказывается на несколько десятилетий старше знаменитой жалобы епископа Труа Пьера д'Арси (1389), который также обвинял клириков в фальсификации. <....>


Никола́й (Николь) Оре́м, или Никола́й Оре́змский (Nicolas Oresme, Nicholas Oresme, Nicole Oresme; до 1330 года, Нормандия — 11 июля 1382, Лизьё, Франция) — французский философ, натурфилософ, математик, механик, астроном, теолог. Епископ города Лизьё. Его научные труды оказали влияние на Николая Кузанского, Коперника, Галилея и Декарта.

В 1348 году Николай Орем впервые упоминается в документах Парижского университета в качестве члена нормандской университетской корпорации и магистра факультета искусств. В пятидесятые годы XIV века, вплоть до 1361 года, он преподает в Наваррской коллегии, причём с 1356 года получает звание grand maitre. К нему благосклонно относилась королевская семья, Николай Орем стал воспитателем дофина, будущего короля Франции Карла V.

<...>

В 1377 году Орем был выбран епископом Лизье, где и проживал до своей смерти.

//Википедия ру


Тури́нская плащани́ца (итал. Sindone di Torino) — льняное полотно размером 4,37 на 1,11 метра с негативным изображением бородатого мужчины обнаженного, в полный рост, закрывающего руками свои половые органы. Есть люди, которые верят что этим полотном был обёрнут труп Иисуса Христа, изображение на полотне считают отпечатком тела мёртвого Иисуса Христа.


"Анализ отпечатков крови на Туринской плащанице показал: их не могло оставить завернутое в ткань тело. К такому выводу пришли судмедэксперт-антрополог Маттео Боррини из Ливерпульского университета Джона Мурса в Великобритании и специалист в области псевдонауки, химик-органик Луиджи Гарлашелли. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Forensic Sciences.<...>
Пока так и не удалось выяснить, как именно образовались пятна крови на ней (и кровь ли это вообще), но было установлено, что они содержат оксид железа.//
16 июля 2018, 11:43, "Так не бывает: Туринская плащаница оказалась подделкой"
автор: Алла Салькова
https://www.gazeta.ru/science/2018/07/16_a_11840869.shtml?up...


В Новой католической энциклопедии сообщается, что изображение всего тела Иисуса на плащанице довольно чётко выражено, хотя в местах наибольшего прилегания очертания должны быть более выраженными, а местах наименьшего прилегания — менее.
В действительности, руки, лицо, в том числе глазницы, имеют чёткие контуры, а некоторые места — ягодицы и пупок — едва заметны, при этом морщины и другие неровности никак не отображены.
В энциклопедии делается вывод, что правая рука намеренно удлинена для закрытия области гениталий в угоду «благочестивой скромности», а также, что изображение Иисуса на ткани соответствует иконографическому стилю византийского периода, в то время как ранние изображения Иисуса в катакомбах Рима показывают его безбородым, а в Евангелии и вовсе не даётся никакого описания внешности[51].//Туринская плащаница, Википедия ру

Wild R. A. Shroud of Turin // New Catholic Encyclopedia[англ.]. — 2nd edition. — The Catholic University of America, Tompson Gale[англ.], 2003. — Vol. 13 Seq–The. — P. 95—97.


A New Document on the Appearance of the Shroud of Turin from Nicole Oresme: Fighting False Relics and False Rumours in the Fourteenth Century

Nicolas Sarzeaud

https://doi.org/10.1080/03044181.2025.2546884

Received 27 Nov 2024, Accepted 01 Feb 2025, Published online: 28 Aug 2025

<...>

How, then, can we explain the ‘rumour’ (fama) about such phenomena? ‘We hear many common people (vulgo) affirm that many things are true’, Oresme writes, yet when asked if they have witnessed the phenomena they report, they answer in the negative. More authoritative figures, particularly ‘learned clerics’, affirm similar things, but if asked where they learned these things, ‘they can no better answer than a simple woman’.Footnote13 To the objection, ‘if two good people testify that they were healed by a certain method, should I not believe them?’, Oresme responds, ‘if such good people, etc., attribute this to a miracle and the God of glory, this is not unreasonable’.Footnote14

<...>

Nonetheless, simply because ‘good people’, including clergy, claim certain events to have happened does not make them true: ‘I do not need to believe anyone who claims: “Someone performed such miracle for me”, because many clergymen thus deceive others, in order to elicit offerings for their churches.
This is clearly the case for a church in Champagne, where it was said that there was the Shroud of the Lord Jesus Christ, and for the almost infinite number of those who have forged such things, and others’.Footnote16

<...>


Николя Сарзо (Nicolas Sarzeaud)

Николя Сарзо является научным сотрудником Академии Вилла-Медичис де Франс в Риме и Фонда научных исследований (FRS-FNRS) / Группы культурного анализа раннего Нового времени (GEMCA) в Лувен-ла-Нёв.
Его диссертация 2021 года для École des Hautes Études en Sciences Sociales (EHESS) о культе Плащаницы Христа между четырнадцатым и шестнадцатым веками была опубликована под названием [ital] Les Suaires du Christ en Occident [end ital] (Éditions du Cerf, 2024).
Он является автором многочисленных статей о культе изображений в позднем средневековье, о способах их демонстрации и распространения, а также о проблеме реликвии как доказательства в изобразительной культуре Средневековья и раннего Нового времени.

Nicolas Sarzeaud is a research fellow at the Villa-Médicis Academy de France in Rome and at the Fonds de la Recherche Scientifique (FRS-FNRS)/Group for Early Modern Cultural Analysis (GEMCA) at Louvain-la-Neuve. His 2021 thesis for the École des Hautes Études en Sciences Sociales (EHESS) on the cult of the Shrouds of Christ between the fourteenth and sixteenth centuries has been published as [ital] Les Suaires du Christ en Occident [end ital] (Éditions du Cerf, 2024). He is the author of numerous articles on the cult of images in the late Middle Ages, on the ways they were shown and disseminated, and on the problem of the relic as proof in medieval and early modern visual culture.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Туринская плащаница. Западный мыслитель 14 века Николай Орезмский о Туринской плащанице.