27 июня 1942 года на обложке популярного журнала «The Saturday Evening Post» появилась работа Нормана Роквелла «Вилли Гиллис: светомаскировка». Эта картина, также известная как «Вилли Гиллис: что делать во время отключения электричества?», резко отличалась от предыдущих, более беззаботных сцен из жизни солдата Вилли. Её появление было не случайным — художник через искусство обратился к одной из острых проблем гражданской обороны военного времени: необходимости полного затемнения городов.
Британский опыт и американские реалии
Сюжет картины, скорее всего, отсылает к практике, хорошо отработанной в Великобритании. Столкнувшись с массированными ночными бомбардировками немецкой авиации, британцы ввели режим «блэкаута» — полного затемнения городов. Это было не просто формальностью: отсутствие света на земле лишало пилотов Люфтваффе чётких визуальных ориентиров, что значительно снижало точность бомбометания. На архивном фото ниже — учение по светомаскировке в немецком Цюрихе ещё в 1937 году, что показывает, насколько серьёзно к этому относились в Европе.
Почему картина стала политическим жестом?
Актуальность работы Роквелла заключалась в том, что власти США, в отличие от своих британских союзников, не вводили обязательную светомаскировку на побережье. Официальная позиция опасалась экономического ущерба для бизнеса. Однако реальная угроза исходила не с воздуха, а с моря. В 1942 году, в период, который немецкие подводники называли «Вторым счастливым временем», их лодки практически безнаказанно охотились у восточного побережья США. Ярко освещённые прибрежные города служили идеальным фоном, на котором силуэты торговых судов, особенно танкеров, были отчётливо видны. Американский плакат того времени призывал: «Сомневаешься — гаси огни!»
«Сомневаешься — гаси огни!» Американский плакат времён Второй Мировой войны.
Таким образом, обложка Роквелла стала формой мягкой, но публичной критики правительственной политики. Через страницы массового журнала поднимался вопрос, от которого зависели жизни моряков и бесперебойность военных поставок. Это был редкий случай, когда искусство напрямую вмешалось в текущую военную дискуссию.
Анализ сюжета: Вилли, девушка и инструкция
Вернёмся к самой картине. Вилли Гиллис изображён в затемнённой комнате в компании элегантной дамы. Оба одеты нарядно, что намекает на внезапность отключения света — возможно, во время светского мероприятия. Девушка, стоя за спиной Вилли, с тревогой вглядывается в инструкцию по действиям во время блэкаута. Сам же Вилли, судя по направлению взгляда, куда больше интересуется спутницей, чем официальной бумагой. Эта ирония Роквелла говорит о том, что солдат такие правила знает назубок.
Яркие детали, такие как перчатки девушки в стиле арт-деко, служат не только для привлечения внимания. Они перекликаются с британскими агитационными плакатами, которые призывали пешеходов носить или иметь при себе что-то белое во время затемнения, чтобы избежать аварий на неосвещённых улицах.
Изображение женщины, одетой в описываемом стиле.
Плакат для пешеходов Лондона: «Надевай или бери с собой что-нибудь белое». Во время светомаскировки уличное освещение отключалось в первую очередь.
Трудности затемнения и гражданский контроль
Введение светомаскировки порождало и практические проблемы, главной из которых был резкий рост числа ДТП. Государства боролись с этим, как могли: через социальную рекламу, специальные фары для машин и строгий контроль. Например, в Великобритании добровольцы из службы гражданской обороны патрулировали улицы, следя, чтобы ни одна щель в шторах не пропускала свет.
Наблюдатель от гражданской обороны в Лондоне, начало Второй Мировой войны.
Остаётся открытым вопрос, где именно происходит действие на картине — в США или в Лондоне. Однозначного ответа нет, но известно, что в последующих работах цикла Вилли Гиллис точно покинет Америку и отправится на другие фронты.
Если вам интересна история жизни и творчества Нормана Роквелла — подписывайтесь.
Сейчас я публикую историю Вилли Гиллиса, одной из самых значимых серий картин художника. Материалы о нём будут выходить ещё долго, скорее всего до конца августа.
Ранее часть этого текста была опубликована в сообществе «Катехизис Катарсиса», давно известном на Пикабу как Cat.Cat. К слову, у сообщества скоро будет историческая сходка в Москве, и туда зовут пикабушников.
Предыдущие тексты про Нормана Роквелла:
Норман Роквелл: детский труд и детское счастье на примере одной грустной истории
Девочка с подбитым глазом. Синяк настоящий, но есть нюанс
Ноги на сидениях в общественном транспорте. Норман Роквелл
Джон Кеннеди и Норман Роквелл: «создавая президента»
Джек Бенни. Шутка ли, еврей, что плохо играл на скрипке?!
Серия текстов про Вилли Гиллиса (всего их ожидается 14):
1) Первое появление легендарного солдата Вилли Гиллиса
2) Рядовой Гиллис в увольнении и глоток мирной жизни перед бурей
3) Вилли Гиллис: лицо USO, организации, которая спасала души солдат США (и деньги)
4) Вилли Гиллис, картошка и весточка из дома: островок мирной жизни
5) Вы тут
Отдельно отмечу следующий материал. Это большая и подробная статья с историей жизни Нормана Роквелла, которая, к сожалению, полностью прошла мимо читателей. Если вы не знаете, кто такой Норман Роквелл — там всё есть.
От рождения до смерти. Вся жизнь Нормана Роквелла. Очень длиннопост
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Вилли Гиллис и уроки светомаскировки. "Интересная" темнота.