Малоизвестный Суворов

У гениального полководца Александра Васильевича Суворова была слабость – он любил медали.
Когда Суворов получил все российские военные награды, императрица Екатерина II стала награждать его такими же медалями, усыпанными бриллиантами, в знак признания его побед. Однажды она сняла бриллиантовую звезду со своего ордена Святого Александра Невского и передала её полководцу.
Когда эти медали иссякли, Суворов начал получать различные награды за свои заслуги. Например, в 1778 году он получил от Екатерины II золотую табакерку, инкрустированную бриллиантами; в 1783 году – бриллиантовые эполеты и кольца; в 1787 году Кимберн получил золотое перо, украшенное бриллиантом «К»; в 1788 году Очаков получил бриллиантовое перо на шляпу; в 1789 году Ремник получил бриллиантовую шпагу; в 1791 году Измаил получил именную медаль; а в 1794 году Прага получил бриллиантовый бант на шляпу. Другой наградой стал портрет Павла I в бриллиантовой раме...

Благодаря своим выдающимся военным талантам Александр Васильевич сначала получил графское, затем князьское и, наконец, фельдмаршалское достоинство.
В России чин или звание генерал-фельдмаршала (или фельдмаршала в любом смысле этого слова) было введено Петром Великим в его Уставе 1716 года: «Сей чин пригоден только государям и великим князьям, а наипаче тем, которые войско имеют".
Как же Александр Васильевич Суворов стал фельдмаршалом?
Он имеет на это полное право.
Во-первых, в знак признания освобождения Сардинии и Пьемонта от Франции король Сардинии присвоил ему титул «Принца благородной и королевской крови".
Во-вторых, Суворов имел возможность командовать объединенными армиями нескольких стран.

Хотя прославленный полководец и любил награды, он признавал только боевые. Он презирал награды за учения и парады и наотрез отказывался от них. В начале мая 1787 года генерал Потёмкин организовал учения для императрицы Екатерины II под Кременчугом. Щедрая императрица вручила Суворову награду и спросила, какую именно. По свидетельству современника, она получила от Суворова типично эзоповский ответ:
- Подавайте милостыню нуждающимся, потому что я думаю, что у вас там много нищих.
Затем он добавил:
- Матушка, прикажи мне заплатить хозяину за квартиру, он мне покоя не дает.
Королева с сомнением спросила: «Неужели это так много.
«Это много, матушка, три рубля пятьдесят копеек.
Екатерина приказала выплатить деньги, и Суворов строго сказал: «Я их зря потратил! К счастью, за меня заплатила моя мать, иначе бы была беда.

Александр Васильевич сердился, если считал награду слишком малой. Вот один пример: Суворов считал взятие Измаила своим величайшим подвигом. «На такой поход можно отважиться только раз в жизни», — сказал он однажды.
Исход кампании 1790 года, как и всей войны с турками, зависел от взятия Измаила. Эта неприступная крепость яростно сопротивлялась до самого падения. Несмотря на тяжёлые потери, офицеры были удостоены почестей. Генералы и офицеры были награждены медалями, Измаильским золотым крестом и Золотой шпагой. Солдаты были награждены орденом Измаила.

Однако за эту замечательную победу Суворов не получил ожидаемого и заслуженного фельдмаршальского чина. Он был лишь произведён в подполковники Преображенского гвардейского полка, где сама Екатерина II была полковником. Это должно было быть почётным повышением, но подполковников в то время было всего двенадцать, а у Суворова был всего один. Поэтому он счёл эту «честь» издевательством.
Причиной всему была неприязнь могущественного Потемкина к богатырю Измаилу, не любившему делиться высочайшими милостями со своими подчиненными.
«Позор Измаила» остался для Александра Васильевича тяжелым воспоминанием на всю жизнь.

Иногда Суворов лично вручал награды. Через несколько дней после Туртукайского сражения (май 1772 года) он писал главнокомандующему Салтыкову: «Ваше превосходительство, дорогие товарищи, не уезжайте! Ради Бога, не забывайте меня! Кажется, я действительно заслужил орден Святого Георгия 2-й степени: чувствую, как я равнодушен, и то же чувствую к себе. Грудь и раненые рёбра болят нестерпимо, и голова как будто распухает".

Но Суворов также очень беспокоился о наградах для своих солдат. Однажды ему показалось, что солдаты Ремника были обделены вниманием и не получали заслуженных наград.
Затем он придумал изобретательный способ вознаградить своих храбрых воинов – истинных героев победы. Солдаты были награждены лавровыми венками и прошли парадным маршем перед своим командиром. После того, как Суворов рассказал о славе и победе и поблагодарил всех за службу, солдаты, как и было условлено, вручили друг другу лавровые венки.

Но верные солдаты не остались в долгу. В 1787 году они преподнесли своему кумиру «богатое Евангелие, купленное на все их деньги, и огромный серебряный крест». Возможно, именно в этом единстве и кроется успех этого военачальника, не потерпевшего ни одного поражения.

Денис Давыдов в своих «Военных тетрадях» рассказывает интересную историю о награждении Суворова:
Император Павел Великий, недовольный Суворовым, отстранил его от должности и отдал приказ главнокомандующему под Кобрином. Тот приказал всем солдатам собраться в полном вооружении и лично исполнил приказ. Прочитав солдатам императорский приказ, он начал снимать с себя все знаки различия, говоря: «Мужики, вы мне дали этот приказ сражаться в этом сражении, а этот — в том сражении» и т д
Приказ отступать был отдан под барабанный бой. Солдаты, растроганные до слёз, скандировали: «Нам не выжить без тебя, отец Александр Васильевич. Веди нас в Петербург".
Суворов обратился к присланному генералу Верховного Главнокомандования (некоторые говорили, что это был Линднер) и сказал: «Доложите Государю, что я могу сделать с войсками".
Когда он снял маршальский мундир и шпагу и надел меховой халат, солдаты разразились душераздирающими криками. Один из приближенных подошёл к нему и что-то прошептал на ухо; Суворов перекрестился и ответил: «Что ты говоришь? Как ты можешь пускать себе кровь!"

Но лучшим свидетельством отношения Суворова к наградам служит письмо к дочери от 8 ноября 1789 года, адресованное «дорогой Наташе Суворовке» (так он её называл). Александр Васильевич писал, что получил «указ на полстраницы, якобы от Александра Македонского. Орден Святого Андрея, стоимостью в пятьдесят тысяч фунтов, и, главное, орден Святого Георгия первой степени. Вот какой добрый человек ваш отец. Честно говоря, я чуть не умираю от радости за его доброе сердце".
Орденом Святого Георгия I степени были награждены всего 24 человека, среди которых есть и европейские монархи.
Как говорили в то время, чтобы получить этот орден, нужно было стать монархом или выиграть войну.
Эту боевую награду русские офицеры ценили даже выше, чем орден Святого Андрея Первозванного (который, согласно указу, являлся высшей наградой Российской империи).

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Малоизвестный Суворов.