Легендарный линейный корабль «Азов». История подвига или как в одиночку уничтожить пять турецких кораблей

Айвазовский как всегда великолепен

Осенью 1825 года на верфи Солонбала в Архангельске был спущен на воду линейный корабль «Азов», ставший символом возрождения российского флота после Наполеоновских войн. Название, данное в честь победы Петра I над турками в Азовском море в 1696 году, определило и его судьбу — линейный корабль строился для борьбы с Османской империей.

Строительство корабля

Строительством руководил талантливый капитан Василий Ершов, номинально Андрей Курочкин, но настоящим «творцом» его великолепия был капитан Михаил Лазарев. Лазарев лично внес 22 усовершенствования: укрепил корпус дубовыми шпангоутами, защитил подводную часть медной обшивкой, переставил орудийные порты для повышения боевой маневренности. Конечный результат превзошел ожидания — «Азов» был не только самым мощным российским кораблем с 80 пушками (хотя официально числился как 74-пушечный), но и стал эталоном для 15 кораблей. Длина корпуса составляла 54 метра, ширина — 14 метров, водоизмещение — 3000 тонн. Корабль имел три мачты, был оснащен прямыми парусами и мог развивать скорость до 12 узлов. Главной гордостью корабля было его вооружение: двадцать четыре 36-фунтовых орудия располагались на орудийной палубе, тридцать 24-фунтовых орудий защищали палубу «Опера», двадцать две карронады для ближнего боя и четыре универсальные 40-фунтовые «единороги» (гаубицы) располагались на верхней палубе).

Первая миссия

7 июня 1826 года после торжественного спуска на воду на верфи Соломон Бала в Архангельске «Азов» под командованием капитана Михаила Лазарева отправился в свой первый и самый ответственный рейс — в Кронштадт. Этот рейс стал настоящим испытанием для нового корабля. В августе 1826 года, пересекая ледяные волны Баренцева моря, «Азов» попал в сильный шторм у берегов Норвегии. Лазарев лично провел корабль через коварные проливы Скагеррак и Каттегат, где густой туман и рифы в любой момент могли стать причиной катастрофы. Экипаж из 600 человек, включая молодых Павла Нахимова и Владимира Корнилова, сутками оставался в закрытых помещениях, отрабатывая каждый маневр. Корабль с блеском выдержал испытание ветром и дождем, развивая скорость до 12 узлов и демонстрируя редкую устойчивость. Когда в сентябре 1826 года потрепанный штормами, но непобежденный «Азов» бросил якорь на Кронштадтском рейде, комиссия во главе с вице-адмиралом Пустошкиным была поражена: «Благодаря тщательным распоряжениям капитана Лазарева все устроилось весьма гладко», — говорилось в отчете».

Наваринское сражение: переговоры

Год спустя корабль взял на себя историческую миссию: он стал флагманом российского флота под командованием контр-адмирала Логина Гейдена и повел флот в Средиземное море для поддержки греческого восстания. 20 октября 1827 года русский, британский и французский флоты столкнулись с превосходящими турецкими и египетскими силами в Наваринской бухте. Единственной целью коалиционного флота, вошедшего в Наваринскую бухту, была демонстрация силы. Британский вице-адмирал Эдвард Кодрингтон следовал инструкциям Лондонского договора, и его целью было просто заставить Турцию прекратить резню в Греции.

Первым посланником был британский лейтенант Джордж Фицрой. Он подвел небольшую лодку с белым флагом к турецким брандерам и попросил эти опасные корабли избегать кораблей союзников. Переговоры длились несколько минут. Внезапно раздались выстрелы: по одной версии, нервный турецкий моряк выстрелил Фицрою в грудь с близкого расстояния; по другой версии, офицер был зарублен солдатами саблями, потому что турки отказались выполнять требования.

Обратите внимание: История создания..

Тело было брошено в море.

Все еще надеясь избежать войны, союзники отправили второго посланника, офицера с фрегата Dartmouth. Он должен был доставить записку командующему турецким флотом на флагманском корабле Muharrem Bey с требованием прекратить огонь. Адмирал отказался принять записку. Когда офицер повернул обратно, его схватили, зарубили мачете и бросили в море на глазах у всего флота союзников.

Наваринское сражение: Героизм линкора «Азова»

Жертва посланников в Наваринской бухте стала кровавым переломным моментом, и началось легендарное морское сражение. «Азов» первым устремился в центр сражения. Капитан Лазарев отдавал приказы на мостике и ловко уклонился от перекрестного огня пяти вражеских кораблей. 36-фунтовые снаряды «Азова» уничтожили османский флагман «Мухаррем-бей», который вскоре выбросило на берег и взорвало. В это же время русские артиллеристы сожгли фрегат Тахир-паши и потопили два других фрегата и легкий крейсер (их названий я не нашел, если вы их знаете, напишите в комментариях). За четыре часа корабль получил 153 пробоины, семь из которых были ниже ватерлинии, и все мачты упали, но он продолжал сражаться. Наваринское сражение закончилось победой союзников. Османская империя потеряла в сражении более 60 кораблей, тогда как союзники не потеряли ни одного. Линейный корабль «Азов» стал символом победы, определившей судьбу Греции.

Память и наследие

После войны поврежденный «Азов» еще три года служил в Средиземном море, вернувшись в Кронштадт в 1830 году. Корабельные инженеры обследовали корабль и пришли к выводу, что корпус был разорван турецкими снарядами и разъеден морской водой, что сделало его невозможным для ремонта. В 1831 году легенда русского флота была разобрана на верфи, где она родилась. Лазарев был свидетелем разборки своего детища и писал: «Душераздирающе видеть, как этот корабль, бывший когда-то героической школой, исчезает таким образом».

Но «Азов» обрел бессмертную славу. Царь Николай I был впечатлен подвигом экипажа и наградил флот первым в его истории Георгиевским флагом, постановив: «Да будет имя Азова запечатлено на флоте навечно». Уже в 1831 году на воду был спущен 74-пушечный «Память Азова», а в 1890 году — одноименный броненосный фрегат. Нахимов, Корнилов и Истомин прошли обучение у Лазарева на палубе этого корабля, впоследствии ставшие адмиралами и героями Севастополя.

Сегодня в Военно-морском музее Санкт-Петербурга хранятся Георгиевский флаг и модель легендарного корабля — они свидетельствуют о том, как этот корабль в четырехчасовом сражении переломил ход истории и принес свободу Греции.

PS: Подпишитесь, чтобы быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка важна!

[Мои] Исторические (научные) факты Наваринское сражение Азовское море Россия Михаил Лазарев Длинный пост 4

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Легендарный линейный корабль «Азов». История подвига или как в одиночку уничтожить пять турецких кораблей.