Повешение, будучи простым и доступным методом казни, долгое время оставалось наиболее распространённым. Однако его массовое применение в средневековом Париже столкнулось с практическими проблемами. Основное место казней, Гревская площадь, расположенная в густонаселённом районе на берегу Сены, перестала справляться с нагрузкой. Согласно обычаю, тела казнённых подолгу не убирали, что приводило к невыносимому зловонию, отравлявшему жизнь в центре города.
Рождение гиганта: от площади к монументу
Частые казни и связанные с ними проблемы требовали радикального решения. Городу было необходимо не просто место для повешения, а масштабное, прочное и удалённое от жилых кварталов сооружение. Так, к северо-востоку от городских стен, на землях графа Фокона, возникла виселица Монфокон — грандиозное и мрачное строение, ставшее главной королевской виселицей Парижа. Её название, «Жибет де Монфокон», указывает на холм (mont) и владельца земли, хотя часто переводится и как «Гора Соколиная», поскольку «faucon» по-французски означает «сокол».
Её строительство в XIII веке инициировал король Филипп IV Железный, известный своей суровостью. Архитектором проекта выступил его советник, Ангерран де Мариньи. Ирония судьбы заключалась в том, что спустя годы сам Мариньи был казнён на этом же сооружении.
Архитектура смерти: устройство Монфокона
Виселица представляла собой внушительное каменное сооружение, больше похожее на здание, чем на орудие казни. Её основание размером 14 на 14 метров и высотой 12 метров поддерживало три яруса массивных балок, опиравшихся на 16 каменных столбов. Конструкция напоминала трёхэтажную колоннаду без крыши и стен. Казнённых подвешивали на цепях (которые были долговечнее верёвок) между колоннами. Сходство со зданием усиливалось наличием двери у основания и служебной лестницы с тыльной стороны.

Монфокон выполнял и функцию массового захоронения. Когда места на балках не хватало, полуразложившиеся останки сбрасывали в общий каменный колодец — Склеп, куда также свозили тела казнённых с других площадей, например, с Гревской. Это было продиктовано законом, запрещавшим передавать тела родственникам или предавать их христианскому погребению.
Монфокон в истории и культуре
Это место стало свидетелем и участником ключевых исторических событий:
Казнь создателя: Ангерран де Мариньи, архитектор виселицы, был повешен на ней же в 1315 году. Его тело провисело два года, пока не было реабилитировано и передано семье.
Политический театр: После Варфоломеевской ночи 1572 года в Монфоконе были выставлены на поругание останки адмирала Гаспара II де Колиньи, лидера гугенотов.
Литературный символ: Мрачная виселица стала мощным образом в мировой литературе. Она фигурирует в романах Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (где там должна была погибнуть Эсмеральда), Александра Дюма «Королева Марго» и в цикле Мориса Друэна «Проклятые короли».
Закат эпохи и наследие
Эпоха Монфокона закончилась в 1760 году, когда сооружение было разрушено. Новое время потребовало иных, более «технологичных» и гуманных, с точки зрения эпохи, методов казни, таких как гильотина. Сегодня о самой большой виселице средневековой Европы напоминают лишь фрагменты руин в районе площади полковника Фабьена, безмолвные свидетели мрачной страницы парижской истории.

Руины Монфокона
Мой Средневековый французский мир Мужчины Длинный пост 6
Обратите внимание: (Hobby Boss 80138). B, блицкриг во Франции, 1940 г.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Монфокон - главная виселица средневековой Франции.