Эволюция Колёсных Танков По Ключевым Моделям

Колесный танк стал преемником тяжелой артиллерийской бронетехники времен Первой мировой войны. Сегодня колесные танки стали молнией войны: быстрыми, смертоносными и умными. В этом видео я расскажу вам об эволюции колесных танков: от самых безумных ранних моделей до самых современных боевых платформ.

Царь-танк

Одним из самых ярких примеров колесных танков прошлого был Царь-танк, разработанный Николаем Лебеденко в Российской империи в 1914–1915 годах.

Царь-танк

Огромный танк с девятиметровыми шинами, экипажем из пятнадцати человек, пушкой и пулеметом вот-вот прорвет оборону противника. Использование больших колес повысило внедорожные возможности всей конструкции, что подтвердилось в ходе испытаний — машина ломала березы как спички. Однако из-за малого размера управляемого катка сзади и неправильного распределения веса автомобиля он увяз в мягком грунте практически сразу после начала испытания. Крайняя уязвимость этой машины стала очевидна уже во время первых испытаний — простого залпа осколков из спиц колеса было достаточно, чтобы вывести танк из строя. В то же время большие размеры танка и его медленная скорость делают его идеальной целью. В конечном итоге проект оказался тупиковым и был снесен в 1923 году. Но его безумная идея разожгла искру. Первый шаг сделан — пусть и в грязи!

TreffAs-Wagen

Еще одной интересной попыткой создания успешного колесного танка стало изобретение Treff As-Wagen.

Тревор Ас-Ваган

Это средний колесный танк Германской империи, разработанный фирмой Hansa-Lloyd в 1916 году. Основу шасси составляют два огромных колеса диаметром более 3 метров. В передней части корпуса имеется колесо для изменения направления движения. Экипаж машины состоит из 3–4 человек и располагается в задней части машины, между основными колесами. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек, установленных по бокам танка, рядом с основными колесами. Предполагалось, что танк будет обладать превосходными ходовыми качествами и огневой мощью, сопоставимой с британским танком Mk I. Но на самом деле все обстоит как раз наоборот. Его ходовые качества значительно уступают таковым у Mk.I, но огневая мощь такая же, как у обычной бронетехники. Немецкое командование отказалось от дальнейшей разработки проекта, сосредоточив все основные усилия на танке A7V, и в октябре 1917 года Treff As-Wagen был разобран на металлолом. Шаг 2 — Возвращайтесь в грязь! Но колеса войны продолжают бесконтрольно вращаться.

Christie M1928/M1931

Одним из самых смелых и значимых экспериментов в истории колесных танков стал танк Christie M1928, изобретенный в США Уолтером Кристи в 1928 году.

Кристи M1928\M1931

Проблема в том, что эта машина, возможно, не использует гусеницы. Задние колеса являются ведущими, а передние колеса являются рулевыми, когда колеса ведущие. Подвеска танка была совершенно новой — каждое колесо было оснащено мощной вертикально установленной пружиной, расположенной между двумя боковыми панелями корпуса и соединенной с катком посредством качающегося рычага. Позднее этот дизайн был назван «Подвеской Кристи». Танк оснащен 12-цилиндровым V-образным бензиновым двигателем Liberty L-12 мощностью 338 лошадиных сил и. Разгоняется до 120 км/ч на колесах и до 67 км/ч на гусеницах. Вооружение было разработано с учетом остаточной ситуации и включало только два 7,62-мм пулемета Browning. Экипаж танка состоит из трех человек: механика-водителя, командира и наводчика. В конце 1931 года Кристи создал усовершенствованную модель, названную M1931. Была изменена конструкция корпуса: уменьшена высота и переработана корма. Появилась цилиндрическая одноместная башня, оснащенная 37-мм пушкой и небольшой командирской башенкой. Позднее лицензия на производство была продана Советскому Союзу, где танк выпускался под маркой БТ-2 и стал основой для танков БТ-2, БТ-5 и БТ-7.

Landsverk L-5

Одним из самых смелых шагов в истории развития колесных танков стало создание Landsverk L-5.

Ландсверк Л-5

Это проект танка, разработанный совместно Германией и Швецией в 1920-х годах с целью создания танка, который мог бы передвигаться как на колесах, так и на гусеницах. Немецкая версия называлась Räder-Raupen Kamfwagen M28. Версальский договор запрещал Германии разрабатывать и тем более владеть бронетехникой. Поэтому они начали сотрудничать со шведской компанией Landsverk. В 1929 году в Швеции было собрано шесть колесных и гусеничных танков Landsverk L-5. Танк был спроектирован немецким инженером Отто Меркелем, детали изготавливались в Германии, а сборка осуществлялась в Швеции. Л-5 весил 7 тонн, требовал экипаж из 4 человек и был оснащен двигателями мощностью 50 и 70 лошадиных сил. И разгоняемся до 40 км/ч. Вооружение L-5 включает 37-мм пушку и два 9-мм пулемета. После испытаний было обнаружено, что конструкция Меркера имела множество фатальных недостатков. Однако модель не была запущена в серийное производство, поскольку оказалась слишком хрупкой. К 1931 году L-5 канул в Лету, но его концепция — полный привод и мобильность — дала толчок шведской революции бронированных автомобилей. Несколько лет спустя эта концепция была возрождена в конструкции Landsverk L-30.

Panhard 178

Одним из первых настоящих колесных танков был Panhard 178, построенный во Франции в 1935 году по заказу французской кавалерии.

Панар 178

Panhard — полноприводный бронированный автомобиль с классической компоновкой колес 4х4 и задним расположением двигателя. Особенностью данной бронемашины является наличие двух колонок управления: передней (основной) и задней, что позволяет машине при необходимости двигаться задним ходом без дополнительных операций. Для улучшения внедорожных качеств прототип Panhard 178 был оснащен двумя небольшими гусеницами длиной 0,9 метра в нижней части машины. Управление гусеницами осуществляется изнутри транспортного средства. Лодка весит 8 тонн, имеет экипаж из 4 человек и оснащена двигателем мощностью 105 лошадиных сил. На шоссе он может разгоняться до 73 км/ч. Толщина брони достигает 26 мм. В башне APX-3 установлена ​​25-мм полуавтоматическая пушка SA35 и 7,5-мм пулемет Reibel. Во время Второй мировой войны Panhard был самым современным бронированным транспортным средством французской армии и активно использовался ею в боях по отражению немецкого вторжения. Многие из них оказались в руках немцев, где их использовали как Panzerspähwagen P204(f). Интересно, что немцы переоборудовали многие из них в броневагоны и успешно использовали их в составе бронепоездов. Хотя было построено всего 550 единиц, их концепция пережила войну и определила направление развития мобильной бронетехники.

Daimler armoured car

Еще одним ярким событием в развитии колесных танков стал бронеавтомобиль Daimler — британская тяжелая бронированная машина времен Второй мировой войны.

Бронеавтомобиль Даймлер

По отечественной классификации он обозначается как «легкий колесный танк».

Обратите внимание: Топ 5 лучших танков в мире.

Он был разработан компанией Daimler в 1939 году на основе их собственного автомобиля Daimler Scouting Car с использованием башни легкого танка Tetrarch и стал первым британским бронированным автомобилем, оснащенным пушкой. 7,5-тонная полноприводная машина имеет экипаж из трех человек и вооружена 40-мм скорострельной противотанковой пушкой и 7,92-мм пулеметом BESA. Оснащен двигателем мощностью 95 л.с. На автобане Daimler может развивать скорость до 80 км/ч. Броня пуленепробиваемая и имеет толщину до 20 мм. Всего за время серийного производства, продолжавшегося с 1941 года до конца войны, было выпущено 2694 машины этого типа в различных модификациях. Бронетехника Daimler активно использовалась британской армией на африканском театре военных действий с июля 1942 года, а затем была распространена на все остальные театры военных действий. После войны Daimler продолжал служить в британской армии до 1965 года. Daimler использовался более чем в 10 странах мира, а его надежность и полный привод вдохновили британских создателей бронетехники от Ferret до Saladin.

Sd.Kfz. 234/2 Puma

Одним из самых мощных колесных танков Второй мировой войны был Sd.Kfz. 234/2 «Пума», разработанный Германией в 1943 году с использованием переработанной башни легкого разведывательного танка VK 1602 «Леопард», который так и не был запущен в производство».

Sd.Kfz. 234/2 Пума

по боевым характеристикам «Ягуар» был одним из самых сбалансированных бронетранспортеров Второй мировой войны. 11-тонная колесная машина 8x8, вооруженная 50-мм нарезной пушкой KwK.39, могла противостоять советской, американской и британской бронетехнике, бронетранспортерам и танкам, используемым для разведки и обеспечения безопасности. Оснащен дизельным двигателем мощностью 210 лошадиных сил. Puma может развивать скорость до 90 км/ч на шоссе и обладает превосходной маневренностью благодаря полноприводному управлению и задней рулевой колонке, что позволяет ей двигаться назад с той же скоростью, что и вперед. Толщина брони достигает 30 мм. С конца 1943 по 1945 год немецкие войска использовали бронеавтомобиль «Ягуар» от Африки до Европы. Хотя было выпущено всего около 100 единиц, его мобильность и огневая мощь стали легендарными. Puma доказала, что колеса войны могут быть весьма смертоносными!

Panhard EBR

Одним из самых инновационных колесных танков послевоенного периода был Panhard EBR 75, разработанный во Франции в 1950-х годах на базе экспериментальной бронемашины Panhard 201, включавшей ряд конструктивных новшеств, таких как качающаяся башня и четырехосная компоновка с двумя подъемными промежуточными осями.

Панар ЭБР

Еще одним новшеством стали новые пуленепробиваемые шины Michelin и камеры Veil-Picard, которые имели ряд заполненных азотом камер, способных поглощать силу удара пули без потери воздуха. 13-тонный автомобиль 8x8 оснащен горизонтально-оппозитным двенадцатицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 200 лошадиных сил. Он может разгоняться до 115 км/ч. Четыре члена экипажа могут использовать два поста управления, что позволяет автомобилю двигаться задним ходом без разворота. Максимальная толщина брони корпуса составляет всего 15 мм. Вооружение включало 75-мм пушку и три 7,5-мм пулемета. Существовало несколько версий этого типа транспортных средств, всего было выпущено около 1200 экземпляров. Panhard EBR был основным бронированным автомобилем французской армии до 1970-х годов, а также поставлялся в ряд других стран. Интересно, что танк Panhard EBR без башни перевозил гроб президента Франции Шарля де Голля на его государственных похоронах.

Eland Mk7

Одним из самых маневренных колесных танков XX века был Eland Mk7, построенный в ЮАР в 1963 году на базе французского Panhard AML.

Эланд Мк7

Шеститонная, полноприводная, четырехосная машина, вооруженная 90-мм пушкой и способная развивать скорость до 100 км/ч, может неожиданно появляться и исчезать, чтобы наносить удары по противнику в степи. Хотя африканский автомобиль может быть недооценен теми, кто за ним наблюдает, след, который он оставил в истории, действительно значителен. Во время пограничной войны с ЮАР и гражданской войны в Анголе «Орикс» принимал участие в многочисленных операциях в Анголе и Намибии. Erlander изначально разрабатывался исключительно как разведывательная машина, но впоследствии успешно использовался в качестве штурмового орудия, а иногда и истребителя танков. Так, в ходе операций «Протея» и «Аскари» в 1981 и 1983 годах «Эланд-90» доказал свою способность уничтожать кубинские и ангольские танки Т-34, 85 и Т-54. Eland 60 всегда присутствовал в каждом южноафриканском подразделении поддержки из-за эффективности его сигнальных ракет во время ночных операций. Интересно, что Eland-90 с маркировкой УНИТА появился в вымышленной кампании «Операция Центавра» в Call of Duty: Black Ops II. Элланд доказал, что легкий колесный танк — король мобильности. Его идеи легли в основу Rooikat и современных южноафриканских автомобилей.

AMX-10RC

Одним из самых совершенных колесных танков того времени был AMX-10RC, произведенный во Франции в 1976 году.

АМХ-10RC

Разработанная компанией GIAT (теперь Nexter), эта колесная бронированная машина сочетает в себе скорость и огневую мощь, и ее часто называют «легким танком». AMX-10RC оснащен 105-мм пушкой, способной стрелять бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, и может атаковать танки и укрепления на расстоянии до 2 километров. Он весит всего 15 тонн, а его двигатель мощностью 280 л.с позволяет ему разгоняться до 85 км/ч. Колесная формула 6х6 и гидропневматическая подвеска обеспечивают отличные внедорожные характеристики, особенно в условиях пустыни и пересеченной местности. AMX-10RC приобрел известность во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году, где французские экипажи продемонстрировали его маневренность и точность. Интересно, что машина была оснащена уникальной для своего времени системой управления огнем, что делало ее одной из самых точных колесных платформ! Она также получила прозвище «Разведчица с характером танка» за свою способность атаковать и уклоняться от атак с молниеносной скоростью. AMX-10RC по-прежнему находится на вооружении Франции, доказывая свою универсальность в современных конфликтах.

Centauro

Одним из самых мощных колесных танков конца XX века был B1 Centauro, представленный в Италии в 1991 году.

Кентавр

Этот колесный танк, разработанный совместно компаниями Iveco и Oto Melara, предназначен для молниеносного преследования бронетехники противника. Оснащен 105-мм пушкой, а более поздние версии даже оснащены 120-мм пушкой, как основной боевой танк! Centauro способен пробивать броню на расстоянии до 3 километров. Машина весит 24 тонны и оснащена двигателем мощностью 520 л.с., способна разгоняться до 100 км/ч, а колесная формула 8х8 обеспечивает ей отличную маневренность на дорогах и слегка пересеченной местности. Толщина брони составляет 70 миллиметров, что обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков, но его главными преимуществами являются скорость и огневая мощь. Centauro доказал свою эффективность в миротворческих операциях в Ираке и Афганистане, где ценятся его маневренность и точность. Название «Centauro» отсылает к мифическому кентавру и символизирует сочетание человеческой точности и машинной мощи! Эта машина также вдохновила на создание ряда боевых платформ, включая современный Centauro II. B1 Centauro по-прежнему эксплуатируется в Италии и экспортируется в такие страны, как Испания и Оман. В 2012 году Россия провела испытания Centauro с орудиями калибра 105 и 120 мм, а Соединенные Штаты арендовали 16 из них для оценки в период с 2000 по 2002 год, что свидетельствует о признании их противотанкового потенциала.

Stryker M1128 MGS

В 2005 году была представлена ​​американская мобильная артиллерийская система Stryker M1128, созданная на базе канадской LAV III.

Страйкер M1128 MGS

Этот тип боевой машины является настоящим «колесным танком» в современной войне. Он оснащен 105-мм пушкой М68А1, способной пробивать броню и разрушать укрепления на расстоянии до 3 километров. MGS весит 19 тонн и оснащен двигателем мощностью 350 л.с., способным развивать скорость до 100 км/ч, а его колесная формула 8x8 делает его маневренным как на дороге, так и в городских условиях. Его уникальной особенностью является автомат заряжания, который позволяет экипажу из трех человек вести огонь быстрее, чем многие танки! Stryker M1128 доказал свою эффективность в Ираке, оказывая поддержку пехоте в городских боях. Интересно, что Stryker можно перебрасывать по воздуху самолетом C-130, что делает его идеальным для быстрого развертывания в горячих точках! Еще одна особенность: его низкопрофильная дистанционно управляемая башня снижает риск для экипажа, что является революционным решением в 21 веке. Stryker M1128 MGS является важной вехой в развитии колесных танков и отражает изменения в военной доктрине в 21 веке. Однако ограниченный боезапас и слабая броня выявили недостатки этого типа техники, что привело к переходу на меньшие калибры (30 мм, например, Stryker Dragoon) или усиленные платформы (120 мм Centauro II). Планируется, что Stryker MGS будет выведен из эксплуатации в конце 2022 года, что отчасти обусловлено затратами и сложностью обслуживания и модернизации автомата заряжания.

EBRC Jaguar

Одним из представителей новейшего поколения колесных танков является французский EBRC Jaguar, который призван заменить AMX-10RC с 2020 года.

ЕБРР Ягуар

Бронеавтомобиль EBRC Jaguar создан на базе шасси коммерческого вездехода 6x6 и использует стандартный двигатель коммерческого грузовика, адаптированный для использования большего количества топлива. Бронированное десантное отделение Jaguar оснащено системой избыточного давления для защиты от химических, биологических и радиологических угроз. Машина имеет броневую защиту 4-го уровня по стандарту НАТО и может защитить от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм, осколков артиллерийских снарядов калибра 155 мм и взрывов мин. Электронная защита включает в себя активную установку помех для борьбы с самодельными взрывными устройствами, две системы предупреждения о ракетном нападении и устанавливаемый на крыше локатор выстрелов. Jaguar весит 25 тонн, может перевозить трех человек и развивает максимальную скорость на шоссе 90 км/ч. Основным оружием Jaguar является 40-мм пушка, установленная в двухместной башне, со скорострельностью 200 выстрелов в минуту и ​​максимальной эффективной дальностью стрельбы 1500 метров. Jaguar также вооружен двумя противотанковыми ракетами Akron MP, установленными в выдвижных пусковых установках в башне; Еще две ракеты находятся внутри корпуса и готовы к перезарядке. Бронемашина также оснащена дистанционно управляемым 7,62-мм пулеметом, установленным на крыше башни, и четырнадцатью дымовыми гранатами. Орудие Jaguar может иметь угол возвышения до 45°, что позволяет вести огонь по воздушным целям. Стоимость игрушки составляет около 1 миллиона евро.

Terrex s5

Самой современной моделью колесного танка является боевая машина пехоты Terrex s5 8×8, представленная в Сингапуре в 2024 году.

Террекс s5

название «s5» отражает пять основных характеристик нового автомобиля: интеллект, совершенство, устойчивость, живучесть и удобство обслуживания, а также включает в себя передовые технологии. Автомобиль действительно выглядит очень футуристично, особенно изнутри. Водитель и командир сидят рядом, больше не разделяясь, а перед ними расположены три больших цветных дисплея, на которые транслируется изображение с внешних камер с обзором в 360 градусов. Два оператора могут задать запланированный маршрут с помощью движения по точкам маршрута, что значительно снижает нагрузку на пилота, управлять беспилотниками и наземными транспортными средствами, работающими совместно с Terrex, и выполнять задания с использованием автоматической системы обнаружения и сопровождения целей. Полная масса автомобиля Terrex s5 составляет 35 000 кг, из которых полезная нагрузка составляет 13 000 кг. Машина на фото выполнена в конфигурации боевой машины пехоты, может перевозить 10 десантников, оснащена 30-мм пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом, но, по словам разработчиков, возможны варианты с пушками калибра 105 и 120 мм. Башня может быть оснащена противотанковыми ракетами, а также датчиками обнаружения БПЛА. Компания ST Engineering также предлагает амфибийную версию. Terrex s5 оснащен турбированным дизельным двигателем мощностью 711 лошадиных сил. Максимальная скорость по шоссе составляет 120 км/ч, а запас хода — 1000 км. Компания ST Engineering утверждает, что Terrex S5 «готов к гибридному электрическому вождению».

Военная техника Танки Оружие Бронетехника Военная история Длинный текст Видео История (Наука) YouTube 1

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Эволюция Колёсных Танков По Ключевым Моделям.