
Советский джаз, уникальный стиль
Это была эпоха острой конфронтации. Наши враги чрезвычайно хитры и коварны. Все равнозначно штыку: печатное слово, кисть художника, нотная грамота. Это было справедливо по обе стороны фронта. Но факты на нашей стороне.
Как два разных полюса,
Мы враждебны ко всему:
Мы боремся за свет и мир,
Они принадлежат царству тьмы.
К сожалению, этот отрывок из «Священной войны» Лебедева-Кумача и Александрова сегодня почти не исполняется. Но так и должно быть. Но давайте во всем разберемся.
Весной 1941 года Леонид Утысов с невероятным энтузиазмом создал новое шоу «Поют, шутят, играют». Каждый день, с утра до позднего вечера, в том числе и во время гастролей в Москве, ансамбль репетирует, импровизирует, генерирует новые идеи и исполняет импровизации. Утесов был на острие атаки. Он пел и танцевал, заражая всех своим оптимизмом и верой в человеческое счастье.
Начиная с фильма «Веселые товарищи», с роли музыканта-пастуха Кости Потехина, Утесов (изредка «Лимонное дерево» и «Мурка») всегда был правдивым изображением советского народа — вот великие стройки и порывы, вот любовь со страданиями и драками в темных переулках, вот лирические стихи широкой души, и порой неизвестно, что делать со всей этой красотой — кроме как выйти на открытое пространство и крикнуть на весь мир — пусть услышат!
22 июня 1941 года репетиция также состоялась в Эрмитажном театре. В тот день было ясно одно — сейчас нужны новые песни, даже старые — они поддержат людей.
Немецкая армия не объявляла войну...
Утесов и оркестр немедленно объявили войну немцам.
Как простой руководитель компании
Я шёл с ней сквозь ветер и дым,
Если звук недостаточно громкий,
Я спела эту песню от всего сердца…
Ни один человек из оркестра не был выведен вперед; На коллективное письмо отреагировал лично Ворошилов, в котором также поручил продолжить исполнение своих обязанностей и поднять боевой дух столицы. Концерты проходили на улицах, в призывных пунктах, домах культуры, на вокзалах — публики в это время было особенно много, и связь с прошлой мирной жизнью была уже смутной, но все равно оставалась мысль: «Это невозможно... Они разобьют немцев через месяц, ну, может, через два!..»
В конце июля из Москвы, постепенно становившейся прифронтовым городом, началась эвакуация промышленных предприятий и заводов. Мне пришлось (несмотря на всеобщие протесты) ехать в Новосибирск к Утесову с оркестром. Мы посещаем линию фронта с концертами, но достаточно ли этого?..
Мы покинули столицу с Симфоническим оркестром Евгения Мравинского. Со временем обе группы стали друзьями. Много лет спустя Мравинский сказал: «Оказалось, что деление настоящей музыки на симфоническую и популярную в корне неверно. Выступление оркестра Утесова меня в этом убедило».
Положение в тылу было для Утысова невыносимым. Все его выступления заканчивались словами: «Мы скоро пойдем в действующие войска, а разгромив фашистов, вернемся в Новосибирск...» Он рассылал всем и вся письма с просьбой отправить их на фронт.
Через год после начала войны, в июне 1942 года, Утысову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, и он вместе со своим оркестром отправился на Калининский фронт, в сторону Ржева. Они выступают два-три раза в день, днем и ночью. Неважно, идет дождь или светит солнце. Во время бомбардировки они падали в грязь в своих сценических костюмах, потом мылись, как могли, чистили инструменты и начинали с того момента, как «немцы взяли ноту».
Новые песни доносились со всех сторон — иногда солдат изо всех сил старался напеть мелодию, и слова приходили мгновенно. Утысов не раз говорил, что никто не может вспомнить и сосчитать все песни, которые исполнялись в то время. Он также любил вспоминать, что солдаты подпевали песне, а нестройный хор заглушал оркестр и голос самого Утесова, но все это было неважно...
Наиболее часто исполняемые песни Утысова — «Любимый город», «Спят курганы тёмные» и «В бункере».
Самое главное — «Ночь». Никто не может с ней сравниться. Если вы сейчас послушаете запись оркестра Утесова и его голоса 1943 года, вы без труда уловите отголоски блюза, фрагменты диксиленд-джаза и лирику довоенной жизни не только Советского Союза, но и Европы в целом почему это? И не только процессией... Вдали от дома и тепла семейной жизни, на грани смерти и тьмы человечество естественным образом возвращается к свету, пусть и ненадолго, век за веком. Там вы сможете почерпнуть силы и укрепиться, возможно, перед тем, как сделать последний шаг к вечности.
Джаз на войне.
Звучит безумно? Но если в борьбе с врагом все средства хороши, то почему? Все средства, включая музыку, порой оказываются наиболее важными помнить? Когда «священная война» (упомянутый в начале стих) звучала на передовой, это стоило всей дивизии.
Леонид Утесов — профессионал театра. Многогранный талант — дирижер, аккомпаниатор, певец, композитор и актер. Я начал давно, в Одессе во времена становления советской власти. Затем он переехал в Москву, а в 1928 году отправился в Париж со своей женой и дочерью (что в этом особенного, ведь это было очень распространенное явление), чтобы ощутить «театральность» (слова Утесова) кабаре и ночных клубов, опыт, который и сегодня завораживает нас. По возвращении на родину он создал на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. Марии Александровны свой «Чайный джаз», который впоследствии был переименован в Джаз-оркестр, под управлением Утесова и в 1940 году получил статус Государственного джаз-оркестра РСФСР (впоследствии, с 1947 года, Государственный эстрадный оркестр РСФСР, а не Государственный джаз-оркестр СССР, прошу не путать). Все как положено — музыка, костюмы, огонь в глазах — но есть одно важное отличие — ради этой идеи.
Эта разница заставляет нас сегодня молча сдерживать слезы, слушая «Ночь» в исполнении господина Утесова — в такие моменты зашитый в нее код Первой мировой войны лишает нас возможности дышать, но позволяет жить на своей земле. По нашему обычаю.
Впереди шла миссис Утесоу, которая пыталась не отставать от марширующей колонны. Если мы встречали моряков на концерте на фронте, Утысов, «одессит по крови и рождению», непременно пел «Драгоценные камни», а затем наступала мертвая тишина — песня была написана после того, как Красная Армия оставила Севастополь и Одессу. После многих дней героической обороны...
Холодная волна пришла как лавина
Огромное Черное море.
Последний моряк покинул Севастополь,
Он ушел, споря с волнами…
Вечерами после концертов они переписывали тексты песен на ноты для моряков. Чтобы каждый мог ими обладать. После войны эти слова были переданы Утысову на концерте.. на той «ноте». Иногда это были люди, с которыми он пел, иногда это были его дети и жена. И, конечно, была строчка: «Черноморцы взойдут на скалы и новую славу Родине принесут», которую весь зал пропел хором, подпевая Леониду Осиповичу на новый лад: «Черноморцы взойдут на скалы...» — чтобы нам было легче ее понять и усвоить.
Это советский бронебойный джаз-оркестр.
А у наших врагов есть кое-что еще.. джаз-бэнд.
Поражение под Сталинградом и «тотальная война», объявленная Геббельсом (18 февраля 1943 года), положили конец беззаботной и развлекательной жизни «великого немецкого народа» и в конечном итоге уничтожили все сомнительные джаз-кафе в гитлеровской Германии. Мастера свинга «отправились» в концлагеря, джаз был признан (еще в 1935 году, но теперь уже бесповоротно) музыкой «для черных и низших», но был довольно большой оркестр... Он кочевал по личному распоряжению рейхсминистра образования и пропаганды.
В оркестре около тридцати человек. Под руководством Лутца Темплина. Солист Карл Шведлер свободно говорит по-английски и обладает большой совестью — он мастер, что еще я могу сказать.
Этот замечательный коллектив, который назывался «Чарли и его оркестр», прекрасно исполнял все джазовые стандарты мира, а Шведлер «пел от души», хотя и с измененными текстами — на неонацистский лад, специально для того, чтобы достучаться до наших союзников по антигитлеровской коалиции, стиль был очень подходящий, импровизации были совершенно классическими.
Это «дегенеративное искусство» (собственные слова Геббельса) продолжалось до конца войны, после чего оркестранты разъехались по всей Европе и продолжали радовать слух простых людей и честных граждан. К сожалению, здесь не было никакой истории мести — Тамплин умер в 1873 году в возрасте 72 лет, а Шведлер умер в 1870 году в возрасте 68 лет.
Просто для понимания.
Непреходящие ценности европейской цивилизации.
*****
Однажды писатель Анатолий Алексин рассказал Утысову историю своей бабушки, жительницы Одессы, которая отказалась ехать в Москву к родственникам. Она жила на неприметной улице Провианской в Одессе, но все в округе ее знали — она была очень теплой и чуткой к страданиям других. Проживавший с ней смотритель один воспитывал двух мальчиков — их мать умерла. Таким образом, бабушка заняла мальчикам место матери — она учила их, заботилась о них и помогала им по хозяйству.
Потом началась война и пришли немцы. Они не узнали, что бабушка Анатолия Алексина была еврейкой, но на помощь им пришел дворник — он «все правильно указал». Больше мою бабушку никто не видел.
После рассказа Алексина Утысов специально отправился в Одессу, где выступал без всяких аранжировок почти две недели (его заставили это сделать — его тут же узнали поклонники), поставив на ноги и власти, и всех оставшихся в живых свидетелей — он перевернул город, уже многое известно, кто предал, кто донес, кто работал на гестапо. Потом он вернулся в Москву, нашел Алексина и сказал: «Толя, вот что произошло, поверь мне... Я не хочу, чтобы ты думал, что я герой. Я считаю своим долгом найти его. Это зло должно быть наказано. Но он сбежал с фашистами. Эту сволочь не найти...»
Утысов умер 9 марта 1982 года. Сорок лет назад. Ему восемьдесят семь лет. Давно исчезли участники его группы и афиши его выступлений в разных городах нашей необъятной Родины...
Но мы знаем.
Он знает.
Тогда ждите.
Широкий лиман, зеленые каштаны,
Снова послышался шелест разворачивающихся флагов.
Когда он вернулся твердым шагом,
Бригада «Победа» направляется в прекрасную Одессу.
https://vk.com/wall-144904445_761021
МузыкаЛеонид УтесовВойнаОтечественная войнаВторая мировая войнаКультураДжазСоветский СоюзВидеоВККороткое видеоВКонтакте (ссылка)Длинный пост3Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Утёсов — фронту.