В разгар острой идеологической конфронтации середины XX века искусство стало настоящим оружием. И печатное слово, и кисть художника, и нотная грамота были приравнены к штыку по обе стороны фронта. В этой борьбе советская культура, основанная на правде и гуманизме, противопоставляла себя «царству тьмы». Ярчайшим примером такого «музыкального фронта» стал джаз-оркестр под управлением Леонида Утёсова.
Мирная жизнь накануне бури
Весной 1941 года Леонид Утёсов с невероятной энергией работал над новой программой «Поют, шутят, играют». Его коллектив, находясь на пике творческой формы, ежедневно репетировал, импровизировал и генерировал новые идеи. Утёсов, всегда бывший живым отражением советского народа — от лирики широкой души до картин великих строек, — заряжал зрителей оптимизмом и верой в счастье. 22 июня репетиция в Эрмитажном театре была прервана страшной вестью. Война потребовала новых песен, а старые должны были поддержать людей в тяжелую минуту.
Мобилизация искусства
Оркестр Утёсова объявил войну врагу немедленно. Никто из музыкантов не был отправлен на передовую по личному распоряжению Ворошилова, который видел их миссию в поднятии боевого духа. Концерты шли на улицах, вокзалах, в домах культуры и на призывных пунктах, связывая людей с ускользающей мирной жизнью. В конце июля, несмотря на протесты, коллектив эвакуировали в Новосибирск. Положение в тылу было для Утёсова невыносимым: каждое выступление он заканчивал обещанием скоро отправиться к бойцам и рассылал настойчивые просьбы о переводе на фронт.
На передовой: джаз под обстрелами
В июне 1942 года, получив звание заслуженного артиста РСФСР, Утёсов с оркестром наконец прибыл на Калининский фронт, под Ржев. Они давали по два-три концерта в день, невзирая на погоду. Во время бомбежек падали в грязь в сценических костюмах, потом отмывались, чистили инструменты и начинали с того места, где «немцы взяли ноту». Репертуар рождался прямо на передовой: солдаты напевали услышанные мелодии, а слова находились мгновенно. Особой любовью пользовались «Любимый город», «Спят курганы тёмные» и «В землянке».
«Ночь» как код эпохи
Вершиной фронтового репертуара стала песня «Ночь». В её исполнении 1943 года слышны отголоски блюза, фрагменты диксиленда и лирика довоенной жизни. Вдали от дома, на грани смерти, эта музыка становилась кратким возвращением к свету, источником сил перед последним шагом. Это был «бронебойный советский джаз», в корне отличный от того, что практиковал враг.
Джаз на службе нацизма: «Чарли и его оркестр»
Парадоксально, но у противника тоже был свой джаз-оркестр. Коллектив «Чарли и его оркестр» под управлением Лутца Темплина с солистом Карлом Шведлером мастерски исполнял мировые джазовые стандарты, но с текстами, переделанными на неонацистский лад для пропаганды среди союзников. Это «дегенеративное искусство», по выражению Геббельса, существовало до конца войны, после чего музыканты благополучно разъехались по Европе, что ярко контрастирует с судьбой советских артистов.
Личная миссия: поиск правды
После войны Утёсов оставался человеком долга. Услышав от писателя Анатолия Алексина историю о бабушке-еврейке, выданной в Одессе дворником, он отправился в родной город. Без афиш, почти две недели он выступал, ворошил прошлое, искал свидетелей и устанавливал имена предателей. Найдя виновного, который скрылся с отступающими фашистами, Утёсов с горечью сообщил Алексину, что зло осталось безнаказанным.
Леонид Утёсов ушёл из жизни 9 марта 1982 года. Ушли его музыканты, пожелтели афиши. Но осталась память и музыка — тот самый код войны, который, лишая нас дыхания, позволяет жить на своей земле. «По нашему обычаю».
https://vk.com/wall-144904445_761021
МузыкаЛеонид УтесовВойнаОтечественная войнаВторая мировая войнаКультураДжазСоветский СоюзВидеоВККороткое видеоВКонтакте (ссылка)Длинный пост3Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Утёсов — фронту.