Сексуальная жизнь и брачные отношения в иудаизме: от древних запретов до современных интерпретаций

Исторический контекст и сопротивление

В древнем еврейском обществе существовал строгий обычай, требовавший от невесты сохранения девственности до брака. Однако в периоды оккупации Палестины греками и римлянами местные правители пытались навязать практику jus virginia — право сюзерена лишать невесту девственности накануне свадьбы. Согласно Талмуду, поскольку еврейские свадьбы часто проводились по средам, это означало, что девушка должна была провести ночь перед свадьбой с высокопоставленным чиновником. Чтобы защитить достоинство невест и сохранить традицию, евреи находили различные способы обойти этот закон: тайно заключали браки, объявляли о них уже после первой брачной ночи или даже допускали добрачные отношения между женихом и невестой. Протест против этого унизительного права стал одной из движущих сил знаменитого восстания Маккавеев, которое, несмотря на жестокое подавление и мученическую смерть его лидеров, остаётся важным символом сопротивления и отмечается как праздник Ханука.

Период ритуальной нечистоты (нида) и его строгие правила

В иудаизме существует период нида — время ритуальной нечистоты женщины во время менструации и несколько дней после. В это время супругам предписывается не только полное сексуальное воздержание, но и соблюдение множества других ограничений, призванных минимизировать физический контакт. Им запрещено передавать друг другу предметы, есть из одной посуды, сидеть или спать рядом. Правила настолько детализированы, что регулируют даже расстояние между кроватями и позы во сне. Определение начала и конца этого периода связано со сложными ритуалами самонаблюдения, а в случае сомнений может потребоваться консультация раввина, вплоть до экспертизы предметов личной гигиены. Для современных ортодоксальных пар в Израиле даже существуют анонимные службы, помогающие в таких оценках.

Ритуальное очищение и возвращение к близости

Окончание периода нида знаменуется не мгновенным возвращением к интимной жизни, а особым ритуалом очищения. Женщина должна совершить омовение в микве — специальном бассейне с дождевой или природной водой. Исторически это делалось ночью, но из соображений безопасности раввины в разное время разрешали дневные посещения. Как объясняют религиозные авторы, погружение в воды миквы символизирует возвращение к естественному, созидательному состоянию, переход от «нечистоты» к «чистоте» (таора). Возвращение жены домой после омовения часто превращается в маленький праздник: муж встречает её накрытым столом. Длительное воздержание, по мнению традиции, помогает сохранить свежесть и страсть в долгосрочных отношениях.

Этика и условия супружеской близости

Даже в разрешённые дни близость в иудаизме окружена этическими и практическими правилами. Она должна происходить в уединении, желательно ночью или в помещении без окон, при приглушённом свете. В комнате не должно быть посторонних, включая домашних животных. Дети старше года не должны спать в спальне родителей. Важным принципом является взаимное согласие и удовольствие: запрещено принуждение, секс с пьяной или спящей супругой. Традиция призывает мужа быть внимательным и ласковым, «согревать сердце жены приятными речами». Считается, что близость, совершённая с любовью и взаимным желанием, привлекает божественное благословение.

Запреты, позы и разногласия

В вопросах сексуальной практики среди религиозных авторитетов существовали и существуют разногласия. Классическая «миссионерская» поза считается предпочтительной. Поза «женщина сверху» некоторыми раввинами осуждалась как «бесстыдная», отсылая к легенде о конфликте Адама и Лилит. Раввин Йоханан бен Дахабай предостерегал от четырёх «ошибок», которые, по его мнению, могли привести к рождению детей с физическими недостатками: нетрадиционные позы, оральный секс, разговоры и взгляды «на то место». Однако другие мудрецы оспаривали его мнение, утверждая, что «всякий раз, когда муж хочет заняться любовью со своей женой, он может это сделать», подчёркивая важность взаимного удовольствия.

Контрацепция, зачатие и супружеские обязанности

Иудаизм, поощряя многодетность, с осторожностью относится к контрацепции, но разрешает её, особенно после рождения нескольких детей. Предпочтение отдаётся методам, не нарушающим физический контакт (таблетки, ВМС). Традиция уделяет особое внимание удовлетворению женщины, веря, что её оргазм увеличивает шансы зачать мальчика. Частота супружеских обязанностей (онá) регламентировалась в зависимости от профессии мужа: от ежедневной близости для учёных и богачей до одного раза в полгода для моряков. Обязательной считалась близость в ночь после очищения в микве.

Философское значение и современность

В отличие от аскетических тенденций в некоторых других религиях, иудаизм рассматривает супружеские отношения как святую и радостную заповедь. Целибат осуждается как нарушение божественного веления «плодитесь и размножайтесь». Частые периоды воздержания, по замыслу, не подавляют, а, наоборот, усиливают эмоциональную и физическую связь между супругами, что символически сравнивается с любовью соловья к розе. Сегодня большинство светских и даже многие религиозные евреи соблюдают эти предписания выборочно или творчески интерпретируют их, в то время как ортодоксальные общины стараются придерживаться традиций более строго.

Обратите внимание: Challenger II, современный танк, и его особенности.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Личная жизнь евреев со времён Моисея до наших дней.Фрагмент 4 Окончание.