Харбин, 1967 год. На этой фотографии запечатлена одна из самых мрачных страниц истории: красногвардейцы совершают самосуд над преподавателями Индустриального университета. Автор снимка — Ли Чжэньшэн.
Великая пролетарская культурная революция в Китае, длившаяся с 1966 по 1976 год, стала эпохой глубокого национального потрясения. Инициированная председателем Мао Цзэдуном под лозунгами очищения общества от «буржуазных пережитков», она на деле обернулась масштабной кампанией по укреплению личной власти, подавлению инакомыслия и радикальному переустройству всех сфер жизни. Результатом стал десятилетний период хаоса, в ходе которого было уничтожено бесценное культурное наследие, подвергнута жестоким гонениям интеллигенция, а миллионы людей стали жертвами репрессий и насилия.
Истоки и предпосылки трагедии
Корни Культурной революции уходят в сложную внутри- и внешнеполитическую обстановку конца 1950-х — начала 1960-х годов. Серьёзный идеологический раскол произошёл между Китаем и Советским Союзом, достигнув пика в 1969 году. Мао Цзэдун резко критиковал политику десталинизации, начатую Никитой Хрущёвым, видя в ней отход от истинных коммунистических принципов и угрозу собственному авторитету. Этот конфликт привёл к отзыву советских специалистов из Китая и в конечном итоге вылился в вооружённые пограничные столкновения на острове Даманский и у озера Жаланашколь.
Бой у озера Жаланашколь 13 августа 1969 года, несмотря на свою ожесточённость, был кратким. Потери сторон иллюстрируют напряжённость того периода: советские пограничники потеряли двоих убитыми, китайская сторона — 19 человек, ещё трое попали в плен.
Внутри страны ситуация также была критической. Провал экономической политики «Большого скачка», направленной на форсированную индустриализацию, привёл к Великому голоду, унёсшему жизни миллионов людей. Эта катастрофа подорвала доверие к Мао внутри партии. Такие лидеры, как Лю Шаоци и Дэн Сяопин, начали выступать за более прагматичный курс реформ. Опасаясь потери власти и «советизации» Китая по образцу СССР после Сталина, Мао задумал масштабную чистку, чтобы разгромить реальных и мнимых оппонентов и вернуть себе безраздельный контроль.
Запуск маховика насилия
Формальным началом Культурной революции считается май 1966 года. Используя традиционную для партии практику «самокритики», Мао получил в свои руки компрометирующие материалы на высокопоставленных деятелей, в первую очередь на председателя КНР Лю Шаоци. Вскоре Лю был отстранён от должности, подвергнут травле, арестован и умер в заключении в 1968 году, что стало сигналом для начала охоты на «врагов революции».
Семья Лю Шаоци, как и многие другие, стала жертвой развязанных репрессий.
Мао призвал молодёжь, в первую очередь школьников и студентов (хунвейбинов), а также молодых рабочих (цзаофаней) выступить против «четырёх пережитков»: старой культуры, обычаев, традиций и идей. Эти отряды Красной гвардии, фанатично преданные Мао, стали главной ударной силой террора. Их жестокость и безнаказанность хорошо иллюстрирует история школьницы Сун Бинбин.
Юные красногвардейцы, провозглашённые «революционными героями», на деле часто превращались в палачей.
Сун Бинбин, ставшая знаменитой после того, как прикрепила красную повязку Мао на митинге на площади Тяньаньмэнь, незадолго до этого участвовала в травле и убийстве заместителя директора своей школы Бянь Чжунъюнь. Невинный ответ учительницы на каверзный вопрос учеников был объявлен «контрреволюцией». Убийство Бянь Чжунъюнь, первой учительницы, павшей жертвой революции, стало символом вседозволенности. Сам Мао публично одобрил действия Сун, призвав её сменить имя на «Яоу» («Воинственная») и провозгласив, что «насилие — это правда».
Систематическое уничтожение культуры и интеллекта
Расплывчатые лозунги о борьбе со «старым» привели к тотальному вандализму. Красногвардейцы разрушали архитектурные памятники, сжигали библиотеки и произведения искусства, уничтожали семейные реликвии и генеалогии. Под раздачу попали не только китайские древности, но и культурное наследие национальных меньшинств — в Тибете и Внутренней Монголии шло планомерное уничтожение монастырей и насильственная ассимиляция.
Аутодафе книг стало обыденным явлением. Интеллектуалов, хранителей знаний, публично унижали, пытали, отправляли в тюрьмы и лагеря.
Буддийские храмы лишались статуй и превращались в руины. Лишь решительные действия премьера Чжоу Эньлая спасли Запретный город в Пекине от полного разграбления.
Пропаганда разжигала ненависть, называя оппонентов «крысами». Государство не просто потворствовало насилию, а организовывало его: Министерство транспорта предоставляло красногвардейцам бесплатные поезда для «обмена опытом» террора по всей стране. Культурная жизнь была заменена на примитивную агитацию: в театрах шли только «революционные оперы» жены Мао Цзян Цин, а единственной разрешённой книгой стал «красный цитатник» — «Высказывания председателя Мао», который использовали и как орудие убийства.
Гигантские портреты Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина на демонстрациях символизировали новый, упрощённый до крайности идеологический канон.
Изоляция и перевоспитание: школы 7 мая и движение «Вниз в деревню»
Для «перековки» интеллигенции и чиновников создавались «школы 7 мая», где труд на фермах сочетался с идеологической обработкой. Ещё более масштабным стало движение «В горы и вниз в деревню», в рамках которого миллионы молодых горожан, студентов и представителей «неблагонадёжных» групп, включая этнические меньшинства, были насильственно отправлены в глухие сельские районы. Формально это подавалось как патриотический порыв, но реальной целью была изоляция потенциально нелояльных элементов от центров власти и их «перевоспитание» тяжёлым физическим трудом.
Хаос, вышедший из-под контроля, и итоги
Изначально послушное орудие, Красная гвардия быстро вышла из-под контроля. В её рядах началась внутренняя борьба между «красными» и «чёрными» бандами, основанная на социальном происхождении. Маховик насилия раскрутился настолько, что красногвардейцы превратились в мародёрствующие банды, угрожавшие стабильности самого государства. К 1968 году Мао был вынужден для наведения порядка привлечь армию, которая подавила отряды хунвейбинов. Сами вчерашние «пламенные революционеры» были объявлены «незрелыми», их организации распущены, а активистов отправили в деревню или казнили.
Итоги десятилетия были катастрофическими:
- Жертвами репрессий, по разным оценкам, стали до 100 миллионов человек, около миллиона погибло.
- Был нанесён непоправимый урон культурному и историческому наследию нации.
- Практически полностью было прервано школьное и университетское образование, что породило «потерянное поколение».
- В обществе воцарились страх, всеобщая подозрительность и цинизм.
Раскрашенные пропагандистскими лозунгами улицы стали визуальным символом эпохи, где внешняя революционная эйфория скрывала внутреннюю трагедию.
Культурная революция стала воплощением трагического парадокса: стремление к утопическому идеалу обернулось варварством и архаизацией общества. После смерти Мао в 1976 году новое руководство Китая свернуло этот курс, но масштабная историческая оценка и осуждение произошедшего так и не были проведены. Страна предпочла, не называя имён виновников, «перевести стрелки» на рельсы экономических реформ, оставив травматичное наследие тех лет не до конца осмысленным.
Спасибо за внимание.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Культурная революция в Китае (1966–1976): Безумие красных гвардейцев.