Юлия Кустодиева: Любовь, жертва и опора великого художника

«Только твою руку, дай мне руку», — умолял муж. Юлия не могла больше этого слышать и выбежала из комнаты. Силы оставили её, она закрыла лицо руками и разрыдалась. «Отпусти свои руки и предоставь это мне». Эти слова звенели у неё в ушах. Ей предстояло сделать самый страшный выбор в своей жизни.

Детство и юность Юлии Прошинской

В 1880 году в семье статского советника Евстафия Станиславовича Прошинского родилась девочка, которую назвали Юлией. Семья была большой, но родители не ладили и вскоре стали жить раздельно. Отец остался в своём имении в Минской губернии, а мать с детьми переехала в Петербург. Евстафий Станиславович имел роковую страсть к карточным играм, которая привела к трагедии: проиграв крупную сумму, он застрелился. Семья осталась без средств, и матери пришлось «пристраивать» детей. Юлию удочерили сёстры Мария, Юлия и Евгения Грек — состоятельные дамы из обрусевшей британской семьи.

Благодаря покровительницам Юля окончила обычные классы Александровской академии в Петербурге, после чего устроилась машинисткой в Канцелярию Совета Министров. Параллельно она увлечённо посещала уроки живописи в Школе Общества поощрения художников.

Екатерина Силкова. Женское отделение Школы живописи Общества поощрения художников.

Судьбоносное лето в Высоково

С детства каждое лето Юлия проводила в старинном имении Высоково Костромской губернии, принадлежавшем сёстрам-грекам. Именно здесь, вдали от столичной суеты, среди русской природы, она чувствовала себя по-настоящему счастливой. Летом 1900 года 20-летняя Юлия, как обычно, гостила в Высоково со своей старшей подругой и воспитанницей сестёр Валентиной Александровой.

Недалеко от усадьбы жил молодой художник, студент Академии художеств Константин Мазин. К нему в гости приехали друзья: его однокурсник, талантливый живописец Борис Кустодиев, и брат последнего, Михаил. Молодые люди, конечно, захотели познакомиться с соседками, особенно с Юлией, которая тоже увлекалась живописью.

Борис Кустодиев, 1903 год.

В Высоково их встретили радушно. К тому времени из сестёр-греков в живых остались лишь престарелые и больные Мария Петровна и Юлия Петровна. Прислуги не было, и Юлии с Валентиной требовалась помощь по хозяйству. Братья Кустодиевы и Константин с энтузиазмом взялись за работу, чем быстро расположили к себе и молодых девушек, и их пожилых покровительниц.

Михаил Кустодиев рубит дрова с Валентиной Александровой.

То лето стало судьбоносным. 22-летний Борис Кустодиев всем сердцем полюбил Юлию Прошинскую, и его чувство оказалось взаимным. Молодые люди решили скрывать свой роман, особенно от старомодных сестёр Грек, которые надеялись найти для своей воспитанницы «более подходящую» партию, чем бедный художник.

«Портрет Юлии Прошинской» Бориса Кустодиева.

Семейное счастье и первые испытания

После лета Борис уехал в Петербург, а переписка между влюблёнными стала для них отдушиной. В декабре Юлия вернулась в столицу, и их встречи возобновились. После смерти своих покровительниц, не желая больше скрываться, Юлия в конце 1902 года приняла предложение Бориса. В 1903 году они поженились, и Юлия стала Кустодиевой. Вскоре у них родился первенец — сын Кирилл. Счастливый отец запечатлел на холсте любимую жену, купающую их малыша.

Борис обожал супругу, ласково называл её «Юлик» и постоянно писал с неё портреты.

«Доброе утро» Бориса Кустодиева.

В конце 1903 года Борис получил золотую медаль Академии художеств за дипломную работу «На базаре» и право на годовую пенсионерскую поездку по Европе и России. Семья отправилась в путешествие, посетив Францию, Германию, Италию и Испанию, где художник изучал работы старых мастеров.

Вернувшись, они поселились в костромском селе Павловское. Место так им полюбилось, что Борис Михайлович загорелся идеей построить там собственный дом. В 1905 году по проекту архитектора Ю.Ф. Стравинского была возведена жилая мастерская в виде древнерусского терема, которую так и назвали — «Терем».

Борис и Юля в своем «Тереме».

Казалось, жизнь в «Тереме» будет идти своим чередом. Родилась дочь Ирина. Однако в январе 1907 года на свет появился второй сын, Игорь, которому было суждено прожить всего одиннадцать месяцев — мальчик скончался от менингита. Это горе, судя по всему, подорвало здоровье и самого Бориса Кустодиева. У художника начались боли в руках, а затем и в позвоночнике.

Борис Кустодиев, «На террасе», 1906 год.

Болезнь и страшный выбор

К 1909 году состояние художника ухудшилось: иногда он не мог встать со стула. Семья переехала в Петербург для консультаций с лучшими врачами. Диагноз долго оставался неясным. В 1911 году Юлия повезла мужа в Швейцарию к известному врачу Герману Оппенгейму. Вердикт был ужасен: прогрессирующая опухоль спинного мозга. Операция принесла лишь временное облегчение, боль возвращалась. Несмотря на это, Кустодиев продолжал работать — выбора не было, нужно было содержать семью. Юлия стала его главной опорой, взяв на себя все заботы и даже научившись делать мужу уколы.

Борис и Юлия Кустодиевы.

В 1916 году наступило резкое ухудшение. Боль стала невыносимой, начали слабеть ноги. В петербургской больнице художнику предстояла сложнейшая операция. Врач поставил Юлию перед чудовищным выбором: «Чтобы удалить опухоль, придётся перерезать нервные окончания. Решайте, что сохранить: руки или ноги?». Борис Михайлович ранее умолял жену любой ценой спасти ему руки — без них он, художник, был бы мёртв. Ответ Юлии был предрешён.

Подвиг верности и творческий расцвет

После операции Кустодиев навсегда потерял возможность ходить. Первый год он провёл в постели, но желание творить не угасло. По просьбе Юлии друг-инженер сконструировал уникальный мольберт, позволявший писать лёжа. Позже она заказала для мужа специальную инвалидную коляску, стол и ящики для красок.

Поразительно, но период с 1917 по 1926 годы, время голода, холода и лишений для всей страны, стал для парализованного художника невероятно плодотворным. Сидя в инвалидной коляске в холодной комнате, он создал свои главные шедевры, полные света, радости и жизни: «Масленица», «Русская Венера», знаменитая «Купчиха, пьющая чай».

«Купчиха пьет чай», 1918 год.

На плечах 38-летней Юлии Евстафьевны лежала вся тяжесть быта: муж-инвалид, дети, страна в огне Гражданской войны. Образованная женщина стала медсестрой, няней, кормилицей и единственной опорой семьи. Без её самоотверженности художник вряд ли смог бы выжить и творить.

Завершение пути

Борис Михайлович провёл в инвалидной коляске одиннадцать лет и скончался от пневмонии в мае 1927 года в возрасте 49 лет. После его смерти Юлия Евстафьевна полностью посвятила себя детям и работе над архивом мужа.

Во время Великой Отечественной войны, несмотря на уговоры родных, она отказалась эвакуироваться из блокадного Ленинграда, чтобы сохранить архив и картины Бориса Михайловича. 17 февраля 1942 года Юлия Евстафьевна Кустодиева (урождённая Прошинская) умерла от голода в возрасте 62 лет. До последних дней она разбирала документы мужа...

Юлия Кустодиева с невесткой и внуком.

Много лет спустя их дочь Ирина напишет: «Отец не ошибся в выборе спутницы жизни, она была достойна его... Без её ежедневной помощи и заботы он не смог бы жить и работать». С этим невозможно не согласиться. История Юлии Кустодиевой — это история беззаветной любви, жертвенности и силы духа, позволившей гению творить вопреки всему.

Дорогие читатели, спасибо, что прочли этот рассказ о женской судьбе! Завтра, 6 декабря, я буду в Москве на выставке Non-Fiction, где представлю свои книги. Буду рад встрече!

Всегда ваш, Василий Печаль.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Юлик.