В этой статье представлена реконструкция диалога с одной из ключевых фигур русской истории — великим князем Киевским Владимиром Святославичем, известным также как Владимир Красное Солнышко и Креститель Руси. В беседе раскрываются мотивы его политических и религиозных решений, которые навсегда изменили судьбу восточнославянских земель.
Профиль исторического деятеля
Владимир Святославич — уникальная личность в истории Руси, сумевшая соединить в себе языческое прошлое и христианское будущее. Он был последним правителем-язычником и первым христианским князем, чей выбор веры определил цивилизационный путь страны. Его правление пришлось на период, когда христианский мир ещё не был окончательно разделён на западную (римскую) и восточную (константинопольскую) ветви, что делало религиозный выбор особенно значимым. Для обсуждения этих судьбоносных решений герой повествования пригласил князя в будущее, обеспечив перевод с древнерусского языка.

Владимир Святославич — великий князь Киевский
Путь к киевскому престолу: братоубийственная борьба
Беседа началась с щепетильного вопроса о захвате власти. Владимир, представший как высокий мужчина в богатом русском костюме, объяснил, что изначально не стремился к великокняжескому престолу, довольствуясь Новгородом. Конфликт был спровоцирован старшим братом Ярополком после того, как средний брат, Олег, убил воеводу Люта. Отец убитого, Свенельд, убедил Ярополка начать войну, в которой Олег погиб.
Опасаясь участи Олега, Владимир, получив известия от своего информатора при дворе Ярополка, бежал в Скандинавию (Варангию). Там, наняв войско, он вернулся, изгнал посадника Ярополка из Новгорода и двинулся на Полоцк. Взятие Полоцка было связано с личной обидой: княжна Рогнеда, невеста Ярополка, публично отказала Владимиру, назвав его «сыном рабыни», хотя его мать, Малуша, была дочерью древлянского князя. Оскорблённый князь, следуя совету дяди Добрыни, силой взял Рогнеду в жёны, казнив её отца и братьев.
Затем, с помощью предательства воеводы Блуда, Владимир выманил Ярополка из Киева и, заманив на переговоры, приказал его убить. Так, в 978 году он стал великим князем Киевским.
Выбор веры: политический расчёт и духовные искания
Самый важный вопрос касался причин принятия именно восточного христианства. Владимир опроверг расхожие легенды, в частности, историю о внезапной слепоте и чудесном прозрении после крещения. Его выбор был результатом долгих размышлений и политического анализа.
Изначально, укрепившись у власти, князь попытался реформировать язычество, построив в Киеве пантеон с идолами шести главных богов. Однако он постепенно пришёл к выводу, что многобожие не соответствует принципу единовластия великого князя. Это побудило его изучить монотеистические религии.
- Ислам был отвергнут не столько из-за запрета на свинину и вино, сколько из-за сложности и неоднозначности некоторых предписаний, которые казались неприемлемыми для славян.
- Иудаизм не подошёл, так как его адепты, хазары, признались, что рассеяны по миру из-за божьего проклятия, что подрывало авторитет их веры в глазах князя.
- Западное (римское) христианство было скомпрометировано из-за конфликта: Владимир ранее казнил немецких монахов, приглашённых его братом, которые вели себя высокомерно и проводили службы на непонятной латыни.
Оставался выбор в пользу восточного, греческого христианства. Его привлекали давние торговые и культурные связи с Византией, торжественность богослужений и богатство храмов. Хотя догмат о Троице казался ему сложным, политические выгоды были очевидны: союз с могущественной империей.
Крещение как дипломатическая сделка
Решение креститься «по греческому закону» было принято в 987 году. Однако процесс крещения стал частью военно-политического договора. Византийские императоры Василий II и Константин VIII, борясь с мятежом Варды Фоки, попросили у Владимира военной помощи, пообещав в жёны свою сестру Анну.
Князь помог разбить мятежников, но императоры не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир осадил и взял византийский город Херсонес (Корсунь), вынудив Константинополь прислать и Анну, и священников для крещения. Он был крещён с именем Василий, а затем обвенчан с Анной. По возвращении в Киев князь начал массовое крещение народа, которое в Новгороде и Ростове встретило сопротивление и было проведено силой.
Итоги и наследие
Приняв христианство, Владимир отпустил своих многочисленных жён и наложниц, оставив единственной супругой Анну. На Руси была учреждена митрополия Константинопольского патриархата, заложившая основы церковной организации.
Эта беседа, хотя и гипотетическая, позволяет взглянуть на ключевые решения Владимира не как на слепое следование провидению, а как на сложный комплекс личных амбиций, политического расчёта и стратегического выбора, определившего историческую судьбу России.
Обратите внимание: Подвигу героя-танкиста гвардии старшего лейтенанта Михаила Павловича Судакова посвящается.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: 23. "Эра Справедливости". Встреча и беседа Героя повествования с Владимиром Святым.